Понятие и общая характеристика преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

ЛЕКЦИЯ 32.

 

План лекции

32.1. Понятие и общая характеристика преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.

32.2. Виды преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.

 

 

Как мы уже отмечали, преступления против конституционного строя и безопасности государства (государственные преступления) входят составной частью в раздел о преступлениях против государственной власти. Родовым объектом этих преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие стабильность и нормальное функционирование государственной власти в целом, а также ее отдельных институтов и органов. Этот объект складывается из следующих компонентов: основы конституционного строя и безопасности государства; обеспечение нормального функционирования органов государственной власти, государственной службы и органов местного самоуправления; независимое и нормальное функционирование судебных органов; нормальное функционирование органов исполнительной власти в сфере управленческой деятельности. Эти компоненты выступают в качестве видовых объектов отдельных групп преступлений.

Видовым объектом преступлений против конституционного строя и безопасности государства выступают общественные отношения, обеспечивающие конституционный строй и безопасность России. Основы конституционного строя определены в главе 1 Конституции РФ, закрепляющей исходные принципы конституционного строя, экономических отношений, политической системы общества. Основы закрепляют форму государственной власти в РФ (ст.1), признают человека, его права и свободы высшей ценностью (ст.2), определяют народ как носитель суверенитета и источник государственной власти (ст.3), пределы суверенитета РФ (ст.4), провозглашают и гарантируют свободу экономической деятельности и равенство всех форм собственности (ст.8), закрепляют принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст.11), признают идеологическое и политическое многообразие (ст.13), определяют действие Конституции и других законов и иных нормативно-правовых актов и общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров (ст.15).

Безопасность государства - составная часть безопасности. В соответствии с Законом РФ "О безопасности" от 5 марта 1992г., под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Угроза безопасности проявляется в совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам государства (конституционному строю, суверенитету, обороноспособности, территориальной целостности).

Суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитической сфере.

Обороноспособность - состояние экономического, военного, социально-нравственного потенциала, обеспечивающего надежную защиту суверенитета государства и его территории от нападения извне.

Территориальная неприкосновенность есть нерушимость государственных границ - сухопутных, водных и воздушных.

Объективная сторона рассматриваемых преступлений имеет ряд особенностей. Во-первых, поскольку речь идет о преступлениях против конституционного строя и безопасности государства, такие преступления в большинстве случаев совершаются только действием. Исключение составляет состав утраты документов, составляющих государственную тайну (ст.284 УК), объективная сторона которого может выполняться и путем бездействия - например, непринятия необходимых мер для сохранности и недоступности документов. Второй особенностью данных преступлений является то, что деяния, образующие их объективную сторону, характеризуются альтернативностью действий виновного: ответственность устанавливается за совершение хотя бы одного из них, указанных в диспозиции. В силу опасности данных преступлений практически все составы сконструированы как формальные, кроме посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля (ст.277 УК) и разглашения сведений, составляющих государственную тайну (ст.283 УК) и утраты документов, содержащих государственную тайну (ст.284 УК). Последствия законодатель использует лишь в качестве квалифицирующих признаков, отягчающих ответственность. Так, наступление тяжких последствий в результате разглашения государственной тайны, определяет квалификацию содеянного по ч.2 ст.283 УК).

Субъективная сторона преступлений против конституционного строя и безопасности государства характеризуется в основном виной умышленной. Причем преобладают деяния, совершаемые только с прямым умыслом. Это вполне понятно, поскольку деяния преследуют определенную цель - причинение вреда конституционному строю или безопасности России. В тех случаях, когда вред может быть причинен и нецеленаправленными действиями, ответственность должна наступать и в случае неосторожного отношения виновного лица к деянию или последствиям. Неосторожное отношение к наступившим последствиям, закрепленное законодателем в статье об утрате документов, составляющих государственную тайну, определяет и форму вины в целом по данному преступлению: оно совершается только по неосторожности.

Субъект анализируемых преступлений должен обладать в ряде составов определенными дополнительными признаками, кроме вменяемости и возраста (ответственность за совершение данных преступлений установлена с 16 лет). В качестве признаков специального субъекта законодатель использует гражданство (гражданин России в государственной измене - ст.275 УК; иностранный гражданин или лицо без гражданства в шпионаже - ст.276 УК), деятельность, связанная с доступом к государственной тайне или документам, ее содержащим (ст.ст.283-284 УК).

В зависимости от характера непосредственного объекта, определяющего его разновидность, предлагается все преступления рассматриваемой главы классифицировать следующим образом:

1. Преступления, посягающие на внешнюю безопасность Российской Федерации - государственная измена (ст.275 УК) и шпионаж (ст.276 УК);

2. Преступления, посягающий на легитимность государственной власти - насильственный захват или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, а равно насильственное изменение конституционного строя РФ (ст.278 УК), вооруженный мятеж (ст.279 УК), публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ (ст.280 УК);

3. Преступления, посягающие на конституционный принцип политического многообразия и многопартийности - посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст.277 УК);

4. Преступления, посягающие на экономическую безопасность и обороноспособность РФ - диверсия (ст.281 УК), разглашение государственной тайны (ст.283 УК), утрата документов, содержащих государственную тайну (ст.284 УК);

5. Преступления, посягающие на конституционный запрет разжигания расовой, национальной и религиозной розни - возбуждение расовой, национальной и религиозной вражды (ст.282 УК).

 

32.2. Виды преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.

 

а) преступления, посягающие на внешнюю безопасность Российской Федерации - государственная измена (ст.275 УК) и шпионаж (ст.276 УК);

 

Статья 275. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИЗМЕНА

Юридически государственная измена означает нарушение гражданином России конституционных и других законодательно установленных обязанностей, вытекающих из российского гражданства, и выражается в нарушении уголовно-правового запрета путем оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

Объект преступления - внешняя безопасность, охватывающая своим содержанием суверенитет РФ, целостность и неприкосновенность ее территории, оборону страны и безопасность государства с точки зрения охраны от внешних угроз.

Объективная сторона преступления характеризуется альтернативностью действий и может быть выполнена в трех формах:

1) шпионаж; 2) выдача государственной тайны; 3) иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

Измена в форме шпионажа и в форме выдачи государственной тайны - это оказание информационной помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности.

Под иностранным государством понимается как государство в целом, так и в лице его органов, прежде всего, спецслужб.

Иностранная организация - государственная, межгосударственная или негосударственная организация, проводящая враждебную деятельность против России.

Измена в форме шпионажа отличается от самостоятельного преступления - шпионажа, по субъекту.

Шпионаж образуют действия по передаче сведений, составляющих государственную тайну или иных сведений для использования в ущерб внешней безопасности РФ перечисленным адресатам, а равно собирание, похищение или хранение их для передачи тем же адресатам.

Измена в форме выдачи государственной тайны заключается в сообщении или передаче соответствующих сведений (предметов( органу или представителю иностранного государства или иностранной организации, проводящей враждебную деятельность в отношении России. В отличие от шпионажа выдача предполагает представление сведений, к которым лицо имеет либо имело доступ по службе или работе при наличии допуска или в силу особого правового статуса (например, судья или адвокат), но не собирало их и не получило от другого лица для последующей передачи.

Проблемным является вопрос о квалификации сообщения или передаче указанным адресатам сведений, составляющих государственную тайну, их случайными обладателями. Случайные обладатели государственной тайны несут общеправовую обязанность соблюдать Конституцию и законы РФ в отличие от обязанности сохранять ее лицами, имеющими к ней допуск, поэтому вопрос о выдаче ими государственной тайны является спорным. Существует мнение, что в подобных случаях деяния следует оценивать как иное оказание помощи указанным в законе адресатам.

Государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен ст.5 раздела II Закона РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 года. Сам же перечень утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 года N 1203. Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870 утверждены Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну к различным степеням секретности: 1) сведения особой важности; 2) совершенно секретные; 3) секретные.

Выдача признается оконченным преступлением, когда сведения, составляющие государственную тайну, стали достоянием указанных адресатов.

Измена в форме иного оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности совершается как на территории РФ, так и за ее пределами, но обязательно по взаимному согласию контактирующих лиц. При этом инициатива может исходить от любой из сторон.

Государственная измена в форме иного оказания помощи подразделяют на оказание информационной помощи и организационно-исполнительской. Фактически речь идет об интеллектуальном и физическом пособничестве. Иное оказание помощи может выражаться в следующем:

а) сообщение или передача представителям иностранного государства или иностранной организации, проводящих враждебную деятельность против России, сведений, сознательно предлагаемых для использования либо представляемых с осознанием возможности или неизбежности использования их в ущерб внешней безопасности РФ (при отсутствии признаков шпионажа и выдачи государственной тайны);

б) сотрудничество с иностранной спецслужбой либо иностранной организацией, проводящей враждебную деятельность против России;

в) участие в международно-противоправных актах вмешательства во внутренние или внешние дела РФ, подрывающие ее суверенитет: подстрекательство к подрывной, вооруженной или террористической деятельности политического характера, направленной на дестабилизацию обстановки, захват власти, насильственное изменение конституционного строя РФ, нарушение территориальной целостности государства; организация, содействие или финансирование такой деятельности либо поставка оружия или материальных средств для целей такой деятельности либо вербовка, засылка или использование в ней наемников;

г) участие в осуществлении диверсий по заданию представителей иностранного государства;

д) участие в подготовке и осуществлении акта агрессии против РФ;

е) другие действия по обеспечению и осуществлению разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций против РФ.

Рассматриваемая форма государственной измены признается оконченным преступлением с началом оказания фактической помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против РФ.

Субъективная сторона государственной измены характеризуется прямым умыслом, направленным на совместное с иностранными силами причинение ущерба безопасности РФ. Мотивы и цели государственной измены для квалификации не имеют значения, но могут быть учтены при назначении наказания.

Субъектом государственной измены может быть только гражданин РФ, вменяемый и достигший 16-летнего возраста. Соучастниками могут быть иностранные граждане и лица без гражданства (в роли подстрекателей, пособников или организаторов). Наличие двойного гражданства (одно из которых обязательно российское) не исключает ответственности по ст.275 УК.

Примечание к анализируемой статье - это специальное основание освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего оконченное преступление, при наличии совокупности следующих условий:

1) способствование предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ;

а) сообщением органам власти; б) или иным образом (личные меры); 2) добровольность; 3) своевременность.

 

Статья 276. ШПИОНАЖ

В зависимости от предмета преступления шпионаж подразделяется на два вида. Первой разновидностью является шпионаж, предметом которого являются сведения, составляющие только государственную тайну. Вторую разновидность составляет шпионаж в отношении иных сведений, интересующих иностранную разведку.

Под передачей в указанных в статье сведений понимается их сообщение указанным адресатам. Способ сообщения может быть любым.

Собирание указанных сведений осуществляется различными способами: личное наблюдение, фото, кино, видеосъемка, звукозапись, приобретение информации за деньги и т.п.

Похищение сведений - изъятие из учреждений, предприятий, организаций или лиц определенных документов, содержащих государственную тайну.

Хранение сведений может осуществляться как в помещении, принадлежащем, занимаемом или используемом виновным, так и в другом месте.

Ответственность за собирание иных сведений наступает, если они собирались по заданию иностранной разведки.

Шпионаж признается оконченным преступлением в зависимости от вида. Момент окончания шпионажа первого вида - собирание, похищение или хранение сведений. Шпионаж второго вида окончен с момента передачи собранных другим лицом сведений либо с момента их собирания по заданию иностранной разведки.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Мотив и цель на квалификацию не влияют.

Субъект преступления - иностранный гражданин или лицо без гражданства, вменяемый, достигший 16-ти лет.

Пособничество граждан РФ в совершении шпионажа образует государственную измену в форме оказания помощи иностранному государству в осуществлении враждебной РФ деятельности.

 

б) преступления, посягающий на легитимность государственной власти - насильственный захват или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, а равно насильственное изменение конституционного строя РФ (ст.278 УК), вооруженный мятеж (ст.279 УК), публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ (ст.280 УК);

 

Статья 278. НАСИЛЬСТВЕННЫЙ ЗАХВАТ ВЛАСТИ ИЛИ НАСИЛЬСТВЕННОЕ УДЕРЖАНИЕ ВЛАСТИ

Предшественником данного состава преступления, как и состава вооруженного мятежа (ст.279 УК), был заговор с целью захвата власти, относившийся к измене Родине (п. "а" ст.64 УК 1960 г.). Однако, кроме преемственности, данную норму характеризует и существенная новизна: установлена уголовная ответственность за насильственное удержание власти.

Объективная сторона преступления характеризуется альтернативностью действий, направленных на насильственное осуществление:

1) захвата власти; 2) удержание власти в нарушение Конституции РФ; 3) изменения конституционного строя РФ. Речь идет о действиях, не определенных ни по содержанию, ни по форме, а лишь выражающих их суть через цель и способ ее достижения. При этом рассматриваются два варианта продвижения цели: а) овладение властью (захват извне); б) удержание имевшейся власти (захват изнутри).

Способ достижения цели - насильственный. Статья 278 УК не определяет, на каком (кроме федерального) уровне или в каких масштабах возможно осуществление предусмотренных в ней действий. Есть мнение, что ст.278 УК может быть применена и на уровне субъектов Федерации.

В случае вхождения заговорщиков в контакт с представителями иностранных государств для совместного осуществления целей заговора их деяние должно квалифицироваться по совокупности с государственной изменой. Применение насилия, выразившееся в убийстве, требует квалификации по ст.105 УК.

Преступление следует считать оконченным с момента сговора инициаторов на насильственные захват или удержание власти либо изменение конституционного строя РФ, а также момента вступления лица в заговор либо участия в совершении насильственных или иных действий указанной направленности.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Субъект - физическое и вменяемое лицо, достигшее возраста 16-ти лет.

 

Статья 279. ВООРУЖЕННЫЙ МЯТЕЖ

Вооруженный мятеж - новый состав преступления, включенный в УК РФ. Под мятежом понимается стихийное восстание, вооруженное выступление против власти. Рассматриваемое преступление сходно с захватом или удержанием власти, однако имеет и существенные отличия:

- по своим масштабам мятеж может охватывать отдельную территорию или субъекта Федерации (несколько субъектов), либо осуществляться в какой-то местности, городе, гарнизоне или отдельном объекте (корабле);

- обязательно предполагает вооруженное насилие;

- направлен не только на изменение, но и на свержение конституционного строя;

- может иметь альтернативную цель - нарушение территориальной целостности РФ;

- захват и удержание власти не относятся к числу целей в составе мятежа.

Объективная сторона мятежа представлена альтернативными действиями: 1) организация вооруженного мятежа; 2) активное участие в нем.

Организация вооруженного мятежа означает создание условий для массового вооруженного выступления против власти с указанными в ст.279 УК целями или (и) руководство таким выступлением. К организации вооруженного мятежа относится также и привлечение для участия в нем наемников.

Организация вооруженного мятежа может выражаться в действиях, внешне схожих с организацией массовых беспорядков, а также в использовании ситуаций массовых беспорядков для перерастания их в вооруженный мятеж.

Активное участие в вооруженном мятеже предполагает участие в осуществлении вооруженного насилия, а также участие в совершении действий, необходимых для вооруженного выступления. Установление контактов участниками мятежа с иностранными организациями, государствами или их представителями для совместного осуществления целей мятежа их деяние должно квалифицироваться как государственная измена. Применение насилия в виде убийств должно квалифицироваться дополнительно по ст.105 УК.

Преступление считается оконченным с момента вооруженного выступления против власти, а для лиц, примкнувших к мятежу - с момента их активного участия в нем.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальными целями: свержение конституционного строя; насильственное изменение конституционного строя; нарушение территориальной целостности РФ.

Субъект преступления - физическое и вменяемое лицо, достигшее возраста 16-ти лет.

 

Статья 280. ПУБЛИЧНЫЕ ПРИЗЫВЫ К НАСИЛЬСТВЕННОМУ ИЗМЕНЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в подстрекательских действиях к насильственному захвату власти, к насильственному удержанию власти или к насильственному изменению конституционного строя РФ в устной или письменной форме. Эти призывы должны быть публичными, то есть должны происходить в присутствии третьих лиц либо в расчете на ознакомление с ними других лиц впоследствии (в случае их письменной формы либо использования аудио и видео записей).

Часть 2 ст.280 УК предусматривает повышенную ответственность за указанные публичные призывы, совершенные с использованием средств массовой информации.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Субъект - лицо, достигшее 16-ти лет, физическое, вменяемое. До 1989 года данному составу соответствовала статья об ответственности за антисоветскую агитацию и пропаганду.

 

в) преступления, посягающие на конституционный принцип политического многообразия и многопартийности - посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст.277 УК);

Статья 277. ПОСЯГАТЕЛЬСТВО НА ЖИЗНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ

Данное преступление, иначе называемое террористическим актом, представляет собой индивидуально направленное проявление политического терроризма. Потерпевшими при террористическом акте могут быть только лица, указанные в законе - государственные или общественные деятели. Посягательства на членов их семей следует квалифицировать в зависимости от наступивших последствий по соответствующим статьям о преступлениях против личности.

Объективная сторона преступления выражается в посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля, которое охватывает убийство и покушение на него. Причинение при этом вреда здоровью потерпевшего охватывается тем же составом преступления. Преступления считается оконченным с момента совершения действий, непосредственно направленных на лишение жизни потерпевшего любым способом.

Субъективная сторона террористического акта характеризуется виной в виде прямого умысла и специальной целью (либо мотивом). Если умысел не был направлен на убийство потерпевшего, а на причинение тяжкого вреда здоровью, - то состава рассматриваемого преступления не будет.

Обязательным признаком субъективной стороны данного преступления - цель прекращения государственной или общественной деятельности потерпевшего либо мотив мести за такую деятельность.

Субъект преступления - лицо, достигшее 16-ти лет. Вовлеченные в совершение преступления несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет несут ответственность по ст.105 УК.

 

г) преступления, посягающие на экономическую безопасность и обороноспособность РФ - диверсия (ст.281 УК), разглашение государственной тайны (ст.283 УК), утрата документов, содержащих государственную тайну (ст.284 УК);

 

Статья 281. ДИВЕРСИЯ

Диверсия направлена на экономическое и оборонное ослабление РФ. Диверсионные способы действий являются также проявлением терроризма, но диверсия непосредственно направлена на выведение из строя ключевых объектов, имеющих важное значение для народного хозяйства, обороны страны, государственного управления, жизнеобеспечения населения.

Объективная сторона диверсии представляет собой совершение взрывов, поджогов, или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения. К иным действиям могут относиться: устройство обвалов, затоплений, аварий, катастроф, крушений, в том числе путем нарушения технологических режимов или правил безопасности.

Часть 2 ст.281 УК предусматривает совершение диверсии при наличии квалифицирующего признака - организованной группой.

Диверсия признается оконченным преступлением с момента совершения указанных в законе действий.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью - подрыв экономической безопасности и обороноспособности РФ.

Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет и вменяемое. Совершение диверсии гражданином РФ по заданию иностранной разведки квалифицируется в совокупности с государственной изменой.

 

Статья 283. РАЗГЛАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

Охрана государственной тайны была и остается составной частью общей системы обеспечения безопасности России. Сохранность государственной тайны обеспечивается в том числе и уголовно-правовыми мерами. Прокомментированные ранее ст.ст.275 и 276 УК направлены против целенаправленной деятельности иностранных разведок по добыванию секретных сведений, то есть против прямой их утечки за границу. Статьи 283 и 284 УК предназначены для охраны государственной тайны от распространения ее среди посторонних лиц, которая создает опасность утечки государственной тайны за рубеж, ставит под угрозу безопасность России в области ее внешнеполитической, экономической и иной деятельности в условиях постоянного соперничества государств.

Объективная сторона преступления выражается: а) в действиях - разглашении соответствующих сведений; б) последствиях - сведения, составляющие государственную тайну, становятся достоянием других лиц; в) причинной связью между указанными действиями и последствиями.

Разглашение государственной тайны есть предание огласке или распространение с нарушением установленного порядка (или правил) сведений, составляющих государственную тайну, вследствие чего они становятся известными посторонним лицам. К посторонним следует отнести тех лиц, которым соответствующие сведения не были доверены или стали известны по службе или работе. Разглашение может быть как устным, так и письменным.

Преступление является оконченным с момента, когда указанные сведения стали достоянием постороннего лица (при этом требуется восприятие, осознание посторонним лицом фактического смысла полученных им сведений).

Субъективная сторона, как уже отмечалось ранее, характеризуется по мнению разных авторов либо только умышленной виной, либо умышленной или неосторожной. Последнее наиболее приемлемо, поскольку сведения могут быть разглашены и по неосмотрительности или невнимательности.

К тяжким последствиям в ч.2 ст.283 УК могут быть отнесены, например, переход сведений, составляющих государственную тайну, в обладание иностранного государства, срыв программы или направления исследований, вынужденная передислокация режимного объекта.

Субъект преступления - специальный. Им может быть лицо, которому государственная тайна была известна по службе или работе.

 

Статья 284. УТРАТА ДОКУМЕНТОВ, СОДЕРЖАЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ

Объективная сторона преступления характеризуется действием или бездействием, нарушающим правила обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну; последствием в виде утраты последних, вызвавших тяжкие последствия и причинной связью между ними.

Утрата - это выход документов, содержащих государственную тайну, или предметов из владения лица, имеющих доступ к государственной тайне. Уничтожение документов или предметов утраты не образует. Понятие тяжких последствий аналогично таковому в ст.283 УК.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожным отношением к наступившим последствиям, а, следовательно, неосторожностью в целом. Хотя нарушения правил обращения с документами и предметами может быть и умышленным.

Субъектом преступления может быть только лицо, имеющее доступ к государственной тайне.

 

д) преступления, посягающие на конституционный запрет разжигания расовой, национальной и религиозной розни - возбуждение расовой, национальной и религиозной вражды (ст.282 УК).

 

Статья 282. ВОЗБУЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ, РАСОВОЙ ИЛИ РЕЛИГИОЗНОЙ ВРАЖДЫ

В соответствии со ст.20 Международного пакта о гражданских и политических правах "всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом". Конституции РФ в ст.13 содержит аналогичное требование. Выполнение его обеспечивается в том числе и уголовно-правовыми средствами.

Объективная сторона преступления характеризуется следующими действиями:

а) возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды; б) унижение национального достоинства; в) пропаганду исключительности, превосходства или неполно

ценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности. При этом уголовная ответственность наступает лишь в том случае, если указанные действия совершаются определенным способом - публично или с использованием средств массовой информации.

Под возбуждением розни понимается попытка создать конфликты между гражданами разных национальностей, рас или конфессий, которые могут сопровождаться физической расправой или ее угрозой, оскорблениями и т.п. неприязненно-враждебными действиями.

Различного рода пропаганда - распространение сведений. Часть 2 данной статьи предусматривает повышенную ответственность, определяемую рядом квалифицирующих признаков совершения данного преступления.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью - возбудить рознь или вражду.

Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16-ти лет, физическое, вменяемое.