Тема 5. Подготовка к речи-монологу.

Неправильное построение предложений.

Грамматические ошибки в словах

Ошибки устной речи.

1. Неправильный выбор слова.Он связан:

1) с небрежным отношением к слову

2) с употреблением лишних слов: «отступил назад», «свободная вакансия»

3) со смешиванием паронимов (близких по звучанию) «сравним результаты», «сравняем результаты»

4) с непониманием значения слова «Эта идея мне гармонизирует»

2. Орфоэпические ошибки.Неправильное произношение звуков и ошибки в ударении.

1) неправильная форма спряжения глаголов( бежи, вылазь, ложи).

2) неправильное склонение числительных (более восемьсот двадцати человек)

3) употребление двух сравнительных степеней (более справедливее)

1) контаминация – соединение частей двух устойчивых оборотов речи, близких по смыслу (это играет большое значение, это имеет большую роль)

2) ошибки в управленииуправляемое слово стоит не в том падеже (я вам гарантирую о том, что…)

3) нагромождение придаточных предложений со словом «который».

4) Неправильный порядок слов в предложении (Студенты слушали курс лекций по культуре общения доцента Петрова).

5) Неправильное использование деепричастного оборота (Проводя расследование, обнаружилась необходимость дополнительных материалов)

 

Соблюдение грамматических правил – не достаточное условие хорошей речи. Секрет в том, чтобы из всего многообразия «правильных» слов выбрать самое точное, уместное, выразительное. Оратор создаёт свой стиль речи, используя все стилевые возможности языка.

Выразительность речи придают богатство интонационного звучания и использование художественных средств языка.

Вопросы контроля. Как следует понимать выражение «культура речи»? Что ответить человеку, который считает: «Буду говорить как хочу и умею»? Как добиться правильного произношения слов? Чем плох канцеляризм? С помощью каких языковых средств можно сделать речь выразительной?

Практическое домашнее задание. Внимательно следите за выступлениями других людей, Проанализируйте произношение, выбор слов и выражений, выразительность речи.

Подготовка к выступлению начинается с уточнение темы.

Критерии:

1) вы осведомлены в этом вопросе лучше, чем слушатели

2) то, что собираетесь говорить, вызовет у них интерес

3) это актуально, значимо для них.

Готовиться к выступлению необходимо загодя. Свободное владение материалом возможно лишь в том случае, если он прочно освоен.

Чтобы выступление достигло цели, задавайте себе три вопроса:

Кому я буду говорить? Для чего? Что должны уяснить слушатели?

В зависимости от отношения слушателей к вопросу определяем цель выступления:

  • проинформировать
  • объяснить
  • заинтересовать
  • убедить
  • переубедить
  • побудить к действию
  • воодушевить и т.д.

Задача выступления = цель + основная идея

Задача выступления состоит в том, чтобы как можно лучше удовлетворить потребности аудитории. Если меняется цель, меняется и его основная идея и, естественно, задача.

Цель информационных выступлений – показать сущность предмета, явления, т.е. раскрыть содержание понятия. Такое выступление может происходить на трёх уровнях:

1) простое информирование – описание (что? Где? Когда?)

2) более высокий – комментирование, толкование, объяснение ситуации (как? Каким образом?)

3) высший уровень – анализ, разбор явления или проблемы (почему? Закономерно ли? Что из этого следует?

В выступлениях, носящих убеждающий характер, вслед за информированием должна идти аргументация; а если нужно переубедить слушателей, то и опровержение противоположных взглядов.

На деловых совещания нередко приходится выступать с предложением улучшения работы предприятия. Схема такова:

  1. Существующее положение дел требует определённых перемен.
  2. Суть моего предложения состоит в следующем.
  3. Моё предложение приведёт к таким-то положительным изменениям.
  4. Возможные отрицательные последствия моего предложения и как их избежать.
  5. Насколько выполнимо моё предложение
  6. Что нужно сделать, чтобы его реализовать.

 

Основное содержание делового выступления составляют собственные соображения по проблеме, но нередко приходится привлекать газеты, журналы, книги. Можно использовать информацию о деятельности других фирм, ссылаться на опыт партнёров и т.д. Главное правило вспомогательного материала – включить в изложение только то, что раскрывает или подтверждает основную мысль.

Виды материала:

1) цифры – слушатели должны понимать, что они обозначают.

2) пример должен быть нужный, яркий, лаконичный, уместный в аудитории, вызывать чувства у слушателей.

3) Использование наглядного материала – нужный размер, яркий, необходимый.

4) Высказывания авторитетных людей – меткие, «по поводу», не слишком много.

 

Построение выступления. Композиция состоит из вступления, основной части и заключения.

Вступление необходимо для установки контакта с аудиторией и подготовки слушателей к восприятию темы.

В основной части излагается сама тема.

1. Монолог легче воспринимается, если в нём используют разные приёмы ведения речи: обзор, описание, информация, пересказ, характеристика, размышление, пример, цитирование, обоснование.

2. Речи различаются манерой и темпом речи, стилистической и эмоциональной окраской, глубиной изложения, характером связи с аудиторией.

3. Приёмы изложения: прямые и риторические вопросы, обращение к собравшимся, вопросно-ответный ход

4. Интересен приём диалогизации, при котором выступающий имитирует диалог с воображаемым оппонентом «Мне могут возразить…»

Заключение придаёт завершённость повествованию. Делается обобщение сказанному.

 

Основные этапы подготовки выступления:

1. Подбор материала по предварительному плану. «Что говорить?»

2. Составление окончательного плана с учётом композиции выступления. «В каком порядке говорить?»

3. Работа над текстом. «Как лучше сказать?»

4. Усвоение и прогон материала.

Нередко деловые люди вынуждены оперативно подготовить небольшое сообщение, чтобы выступить на совещании. Схема подготовки такова.

  1. Сначала ответить на вопросы: Кто будет в зале? Чего ждут от меня? В чём состоит задача моего выступления?
  2. Затем подумать, какие ключевые понятия будут затронуты и записать их на карточках.
  3. Составить план выступления, разложив карточки по порядку.
  4. Обдумать введение и заключение и весь текст целиком.
  5. Если позволит время, то к ключевым словам записать тезисы.

 

 

Вопросы контроля. Что такое главная идея выступления и как ее определить? Как построить композицию выступления? Зачем необходимо использовать разнообразные приемы изложения материала? С какой целью используется вспомогательный материал? Для чего нужна работа над текстом выступления? Как усвоить материал, чтобы успешно выступить?

Практические домашние задания. Подготовить отрывок для выступления. Выбрать тему для выступления, определить цель и идею, составить план, подобрать материал, составить композицию, сочинить текст и проанализировать его. Прокомментировать использование цифр в газетных публикациях. Свободный пересказ, оценочные суждения высказываний известных людей.