Человек как единство биологического, социального и духовного.Биоэтика.

Человек и общество прошли длительный путь развития, по последним данным, составляющий несколько миллионов лет. Период становления и развития человеческого общества до цивилизаций называется каменным веком. В истории каменного века выделяют три эпохи:

1) палеолит (древнекаменный век, который делится в свою очередь на ранний (нижний) палеолит, включающий период олдувайской (около 2600-700 тыс. лет назад) и ашельской (400-100 тыс. лет назад) культуры; средний палеолит, или период мустьерской культуры (100-40-35 тыс. лет назад), и поздний (верхний) палеолит (40-35-10 тыс. лет назад);

2) мезолит (среднекаменный век) (10-е – 8-7-е тысячеления до н. э.);

3) неолит (новокаменный век) (8-7-е – 5-4-е тысячелетия до н. э.).

Следующую за неолитом эпоху называют энеолитом (4–3-е тысячелетие до н. э.). Это переходный период от каменного к бронзовому веку (медно-каменный век), он открывает эпоху металла и цивилизаций.

В истории первобытного общества в последнее время выделяют три эпохи:

1) эпоху первобытного стада, или праобщины, которая занимает огромный период от периода олдувайской культуры до периода мустьерской культуры; 2) эпоху первобытной родовой общины, которая начинается в позднем палеолите и заканчивается к эпохе раннего металла; 3) эпоху первобытной соседской (протокрестьянской) общины. В эпоху первобытного стада человек выделяется из животного мира, образуется общество.

Самый продолжительный период истории занимает древний каменный век палеолит. Он продолжался около 2 млн. лет. В это время происходят два глобальных процессастановление человека (антропогенез) и становление общества (социогенез). Ранний палеолит – период антропогенеза, поздний палеолит - период социогенеза. Общество зарождается в тот момент, когда на смену биологической эволюции приходит эволюция культурная, когда орудийная деятельность предчеловека сменяется трудовой деятельностью человека.

Социальная эволюция началась 40тыс. лет назад с появлением родоплеменного строя. По мнению специалистов, род возник в начале позднего палеолита. Именно в это время появился современный тип человека. Господство биологических законов естественного отбора завершилось. Человек расселился по всем климатическим зонам Земли. Появились одежда, жилище и очаг, климат стал постоянным. Род – дисциплинированный и организованный коллектив, создавший постоянные условия жизни. Отныне главным стало не приспособление к среде, а адаптация к законам и нормам коллектива.

Началась социализация в подлинном смысле слова. В мозгу человека того исторического периода были наиболее развиты как раз те участки, которые связаны с общественной жизнью. Они регулировали взаимоотношения и тормозили проявление зоологического индивидуализма.

Сегодня как естественные, так и социальные науки едины в том, что человек трехмерен, представляет собой биосоциодуховное существо. Человеческое био – это его тело, обменные процессы в организме, наследственные механизмы и способности, потребность в пище, инстинкт продолжения рода, т. е. все то, что роднит его с животным.

Социальное и духовное в человеке – это то, что отличает его от животного. Социальность человека включает в себя способность к целенаправленной умственной и трудовой деятельности, формирование сознания и речи, культуру. Язык человека является важнейшим фактором его социализации. Он навязывает человеку нормы познания, мышления и социального поведения.

Духовное в человеке – это его совесть, вера, постижение им высших и абсолютных нравственных ценностей и постепенное восхождение к ним, способность к самопожертвованию ради других. В животном мире волчица также защищает своих волчат, но только своих. Человек же жертвует собой ради совсем незнакомых ему людей.

C естественнонаучных позиций понятие «человек» трактуется как биосоциальное существо, обладающее сознанием, разумом, способностью к активной деятельности. С другой стороны – это субъект историко-культурной деятельности, реализующийся как личность. Но физиологическая, генетическая близость и родство с другими живыми существами позволяет поставить человека в ряд биологической классификационной лестницы, где ему отводится место: