Вопрос 2. Доходы и расходы бюджета
Тема 3.7. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета
Вопрос 1. Бюджет: сущность, функции, виды
Бюджет – это финансовый план государства или муниципального (местного) самоуправления, состоящий из расходных и доходных частей; это смета доходов и расходов государства на определенный период, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств.
Бюджет выполняет две функции:
1. перераспределительную – концентрирует часть национального дохода, которая потом перераспределяется;
2. контрольную.
Выделяют три уровня:
1 федеральный бюджет;
2. бюджеты субъектов РФ (ранее назывались региональные) – в том числе 21 республиканский, 56 краевых и областных, 10 окружных бюджетов автономных округов;
3. местные бюджеты (муниципальные) – примерно 29 тысяч.
Все бюджеты существуют как самостоятельные денежные фонды, но на определенной территории могут действовать в совокупности, поэтому предусмотрено создание консолидированного бюджета.
Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней на определенной территории.
Бюджеты составляются на год вперед (федеральный – на три года вперед) на основе прогноза социально-экономического развития страны.
Государственный бюджет составляется Правительством и принимается высшими законодательными органами. Таким образом, в руках государства появляются значительные финансовые инструменты воздействия на экономические процессы. Как правило, это государственные закупки, дотации, трансфертные платежи, инвестиции (где государственные закупки – это спрос правительства на товары и услуги; социальные выплаты (трансферты) – это платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров и услуг).
Федеральному бюджету придается форма федерального закона.
Доходы бюджета формируются за счет налогов, поступлений от государственного имущества и от внешней торговли, за счет государственных займов.
Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие (обеспечивают текущую деятельность) и капитальные (обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность в РФ). Включают в себя: расходы на национальную безопасность, на социальную политику, на содержание государственного аппарата, на обслуживание государственного долга, государственные закупки, субсидии отдельным отраслям и регионам, форс-мажор.
Доходы и расходы бюджета могут не соответствовать друг другу, тогда используются понятия дефицит или профицит бюджета. Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами. Может возникнуть в связи с форс-мажором, изменением нормативов потребления ресурсов, превышением расходов, снижением поступления налогов. Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений доходов бюджета, то обычно принимается решение о сокращении расходов бюджета. Процедуру изменения статей бюджета в ходе его исполнения называют секвестр.
Таблица 72
Доходы и расходы федерального бюджета
Доходы бюджета | Расходы бюджета |
1. налоги (3/4 от всех поступлений); 2. поступления от государственного имущества; 3. поступления от внешней торговли; 4. государственные займы | 1. национальная безопасность; 2. социальная политика; 3. расходы на государственное управление; 4. расходы на обслуживание государственного долга; 5. субсидии отдельным отраслям и регионам; 6. государственные закупки; 7. форс-мажор. |
Итого 100% | Итого 100% |