Вопрос 4. Совершенная конкуренция
Вопрос 2. Классификация рынков
Q Q
Вопрос 3. Прибыль фирмы, доход
Q Q
Для детального анализа экономической деятельности фирмы вводятся понятия:
1. Валовой (совокупный) доход (TR) – это деньги (средства), получаемые от реализации продукции. Часто совокупный доход называют выручкой.
TR = P ∙ Q (30)
2. Средний доход (AR) – это доход, получаемый от реализации одной единицы продукции в среднем.
AR = TR = P ∙ Q = P (31)
3. Предельный доход (MR) – приращение общего дохода при выпуске дополнительной единицы продукции.
MR = ΔTR = dTR = d(P ∙ Q) = P dQ = P (32)
ΔQ dQ dQ dQ
4. Прибыль (TPr) – это разница между полученным общим доходом и общими затратами.
TPr = TR – TC (33)
Выделяют:
1. Бухгалтерскую прибыль (валовую) – это разница между выручкой (совокупным доходом) и бухгалтерскими затратами (явными).
TPr бух = TR – TC явн (34)
2. Экономическую прибыль (чистую)– это разница между выручкой и экономическими затратами (суммой явных и неявных затрат).
TPr экон = TR – (TC явн + TC неявн) (35)
Рис.59. Порядок формирования бухгалтерской, экономической и нормальной прибыли
где нормальная прибыль – это нулевая экономическая прибыль – альтернативная стоимость использования предпринимательских способностей.
Тема 2.5. Рынок. Типы рыночных структур
Вопрос 1. Рынок и рыночная экономика: содержание, функции, виды
Узкое понятие рынок - это место, где продавцы и покупатели находят друг друга. Широкое понятие рынок - это форма социально-экономической жизни общества, при которой воспроизводство материальных благ, отношений и интересов осуществляется на основе принципов товарного производства и обращения, главным из которых является свобода хозяйственной деятельности в целях извлечения прибыли. Рыночная экономика – это результат длительного исторического развития рыночных отношений и рынка.
Субъекты рынка:
1. Домохозяйства (семья) – формируют предложение рабочей силы и спрос на блага, потребляют часть получаемого дохода, а другую его часть - сберегают. Стремятся к максимизации полезности.
2. Предпринимательский сектор – совокупность всех фирм в стране, которые предъявляют спрос на ресурсы, предлагая в свою очередь потребительские товары и услуги. Стремятся к максимизации прибыли.
3. Государственный сектор – создает такие специфические блага, как безопасность, наука, инфраструктуру. При этом государство формирует предложение денег, взимает налоги, выплачивает трансферты.
4. Сектор «заграница» – это совокупность экономических субъектов и государственных институтов за границей. Позволяет определить национальный платежный баланс.
I. По экономическому назначению:
1. Рынок товаров и услуг – включает рынки предметов потребления, средств производства, технологий и ноу-хау, проектных и подрядных работ и др.;
2. Рынок рабочей силы (рынок труда) – включает биржи труда, центры переподготовки и повышения квалификации и др.;
3. Денежный рынок – включает собственно денежный рынок, финансовый (ссудный, ценных бумаг, инвестиционный) и валютный рынок.
II. По соотношению спроса и предложения:
1. Рынок покупателя – ситуация на рынке, когда цены падают;
2. Рынок продавца – ситуация на рынке, когда спрос превышает предложение.
III. По отраслевому аспекту:
1. Нефтяной;
2. Зерновой;
3. Автомобильный и др.
IV. По типу конкуренции:
1. Рынок свободной (совершенной) конкуренции
2. Рынок несовершенной конкуренции – в свою очередь подразделяется на рынки чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции.
Вопрос 3. Конкуренция: понятие, классификация. Факторы, влияющие на конкуренцию
Конкуренция (от латинского concurrere – соперничать, бежать вместе) – это состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и др. Конкуренция представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства и экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики. Рыночная конкуренция – это объективно необходимая среда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной экономики как системы.
Факторы, влияющие на конкуренцию:
1. Ценовые – конкуренция основана на манипулировании (пр., снижении) ценами;
2. Неценовые – основаны на совершенствовании качества продукции и условий ее продажи.
Рис.. Неценовые факторы, влияющие на конкуренцию
Также в условиях конкуренции могут применяться факторы недобросовестной конкуренции:
Рис. Факторы недобросовестной конкуренции
В зависимости от способов осуществления выделяют:
1. Совершенную конкуренцию – характеризуется большим количеством продавцов, производящих однородную продукцию для множества покупателей.
2. Несовершенную конкуренцию – это конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции. В свою очередь несовершенная конкуренция подразделяется на:
2.1. Чистую монополию – когда в отрасли господствует только одна фирма-производитель.
2.2. Олигополию – в отрасли существует ограниченное число фирм – производителей.
2.3. Монополистическую конкуренцию – на рынке множество фирм, но каждая из них обладает хотя бы частичкой монопольной власти, а продукт дифференцирован.
Так же выделяют:
Монопсонию – наличие на рынке одного покупателя;
Квазимонополию – наличие в отрасли одного крупного производителя и множество мелких фирм;
Дуополию – на рынке присутствует монополист-продавец и монопсонист-покупатель.
Предполагает наличие большого числа фирм, множества покупателей и продавцов, отсутствие ценовой дискриминации, при этом доля каждой фирмы на рынке незначительна, поэтому ни одна из них не способна существенно влиять на цену продукта. В жизни совершенная конкуренция довольно редка и только некоторые из рынков приближаются к ней (рынок зерна, ценных бумаг).
Признаки совершенной конкуренции:
1. Большое число фирм, производящих однородную продукцию:
2. Однородность продукции разных предприятий;
3. Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя;
4. Равный доступ ко всем видам информации;
5. Свободный перелив капиталов из отрасли в отрасль (мобильность факторов производства);
6. Рациональное поведение всех участников (исключаются сговоры).
Недостатки совершенной конкуренции:
1. Не предусматривает производство общественных благ (национальная оборона, научно-технический прогресс);
2. Способствует унификации и стандартизации продукции;
3. Трудно обеспечить концентрацию ресурсов в наукоемких и капиталоемких отраслях.
Вопрос 5. Чистая монополия: сущность, виды, показатели
Чистая монополия (от греческого «monos» - один и «poleo» - продаю) – ситуация на рынке, когда в отрасли господствует единственный производитель определенного товара; выпускаемая им продукция не имеет близких заменителей, а доступ новых производителей в данную отрасль почти невозможен. Ряд ученых (Э. Чемберлен, Д. Робинсон и др.) считают, что монополизм – это объективная тенденция в развитии современного рыночного хозяйства, не исключающая, однако конкуренции.
В масштабах страны встречается редко, а в масштабах города типична. Например, в Нижнем один аэропорт, одна железная дорога, один автозавод и т.д.
В ряде отраслей избежать монополий невозможно, так как монополии способствуют развитию НТП; крупное производство позволяет лучше использовать эффект масштаба и снижать себестоимость продукции. Поэтому, со стороны государства нет запрета на их деятельность. Государство даже может искусственно создавать барьеры для вступления фирмы в отдельную отрасль – например, выдаются лицензии и патенты.
Однако существуют и недостатки (рис.).
Поэтому со стороны государства разрабатывается антимонопольное законодательство и осуществляется антимонопольное регулирование.
Отдельно выделяют естественные монополии – когда наиболее оптимален вариант производства продукции одной фирмой. Например, водоснабжение – фирма «Водоканал».
Рис. . Запрещенные законом направления монополистической деятельности