Вопрос 4. Совершенная конкуренция

Вопрос 2. Классификация рынков

Q Q

Вопрос 3. Прибыль фирмы, доход

Q Q

 

Для детального анализа экономической деятельности фирмы вводятся понятия:

1. Валовой (совокупный) доход (TR) – это деньги (средства), получаемые от реализации продукции. Часто совокупный доход называют выручкой.

TR = P ∙ Q (30)

2. Средний доход (AR) – это доход, получаемый от реализации одной единицы продукции в среднем.

AR = TR = P ∙ Q = P (31)

3. Предельный доход (MR) – приращение общего дохода при выпуске дополнительной единицы продукции.

MR = ΔTR = dTR = d(P ∙ Q) = P dQ = P (32)

ΔQ dQ dQ dQ

4. Прибыль (TPr) – это разница между полученным общим доходом и общими затратами.

TPr = TR – TC (33)

Выделяют:

1. Бухгалтерскую прибыль (валовую) – это разница между выручкой (совокупным доходом) и бухгалтерскими затратами (явными).

TPr бух = TR – TC явн (34)

2. Экономическую прибыль (чистую)– это разница между выручкой и экономическими затратами (суммой явных и неявных затрат).

TPr экон = TR – (TC явн + TC неявн) (35)

 

Рис.59. Порядок формирования бухгалтерской, экономической и нормальной прибыли

 

где нормальная прибыль – это нулевая экономическая прибыль – альтернативная стоимость использования предпринимательских способностей.


Тема 2.5. Рынок. Типы рыночных структур

 

Вопрос 1. Рынок и рыночная экономика: содержание, функции, виды

Узкое понятие рынок - это место, где продавцы и покупатели находят друг друга. Широкое понятие рынок - это форма социально-экономической жизни общества, при которой воспроизводство материальных благ, отношений и интересов осуществляется на основе принципов товарного производства и обращения, главным из которых является свобода хозяйственной деятельности в целях извлечения прибыли. Рыночная экономика – это результат длительного исторического развития рыночных отношений и рынка.

Субъекты рынка:

1. Домохозяйства (семья) – формируют предложение рабочей силы и спрос на блага, потребляют часть получаемого дохода, а другую его часть - сберегают. Стремятся к максимизации полезности.

2. Предпринимательский сектор – совокупность всех фирм в стране, которые предъявляют спрос на ресурсы, предлагая в свою очередь потребительские товары и услуги. Стремятся к максимизации прибыли.

3. Государственный сектор – создает такие специфические блага, как безопасность, наука, инфраструктуру. При этом государство формирует предложение денег, взимает налоги, выплачивает трансферты.

4. Сектор «заграница» – это совокупность экономических субъектов и государственных институтов за границей. Позволяет определить национальный платежный баланс.

I. По экономическому назначению:

1. Рынок товаров и услуг – включает рынки предметов потребления, средств производства, технологий и ноу-хау, проектных и подрядных работ и др.;

2. Рынок рабочей силы (рынок труда) – включает биржи труда, центры переподготовки и повышения квалификации и др.;

3. Денежный рынок – включает собственно денежный рынок, финансовый (ссудный, ценных бумаг, инвестиционный) и валютный рынок.

II. По соотношению спроса и предложения:

1. Рынок покупателя – ситуация на рынке, когда цены падают;

2. Рынок продавца – ситуация на рынке, когда спрос превышает предложение.

III. По отраслевому аспекту:

1. Нефтяной;

2. Зерновой;

3. Автомобильный и др.

IV. По типу конкуренции:

1. Рынок свободной (совершенной) конкуренции

2. Рынок несовершенной конкуренции – в свою очередь подразделяется на рынки чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции.

 

Вопрос 3. Конкуренция: понятие, классификация. Факторы, влияющие на конкуренцию

Конкуренция (от латинского concurrere – соперничать, бежать вместе) – это состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и др. Конкуренция представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства и экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики. Рыночная конкуренция – это объективно необходимая среда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной экономики как системы.

Факторы, влияющие на конкуренцию:

1. Ценовые – конкуренция основана на манипулировании (пр., снижении) ценами;

2. Неценовые – основаны на совершенствовании качества продукции и условий ее продажи.

Рис.. Неценовые факторы, влияющие на конкуренцию

Также в условиях конкуренции могут применяться факторы недобросовестной конкуренции:

 

Рис. Факторы недобросовестной конкуренции

В зависимости от способов осуществления выделяют:

1. Совершенную конкуренцию – характеризуется большим количеством продавцов, производящих однородную продукцию для множества покупателей.

2. Несовершенную конкуренцию – это конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции. В свою очередь несовершенная конкуренция подразделяется на:

2.1. Чистую монополию – когда в отрасли господствует только одна фирма-производитель.

2.2. Олигополию – в отрасли существует ограниченное число фирм – производителей.

2.3. Монополистическую конкуренцию – на рынке множество фирм, но каждая из них обладает хотя бы частичкой монопольной власти, а продукт дифференцирован.

Так же выделяют:

Монопсонию – наличие на рынке одного покупателя;

Квазимонополию – наличие в отрасли одного крупного производителя и множество мелких фирм;

Дуополию – на рынке присутствует монополист-продавец и монопсонист-покупатель.

 

Предполагает наличие большого числа фирм, множества покупателей и продавцов, отсутствие ценовой дискриминации, при этом доля каждой фирмы на рынке незначительна, поэтому ни одна из них не способна существенно влиять на цену продукта. В жизни совершенная конкуренция довольно редка и только некоторые из рынков приближаются к ней (рынок зерна, ценных бумаг).

Признаки совершенной конкуренции:

1. Большое число фирм, производящих однородную продукцию:

2. Однородность продукции разных предприятий;

3. Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя;

4. Равный доступ ко всем видам информации;

5. Свободный перелив капиталов из отрасли в отрасль (мобильность факторов производства);

6. Рациональное поведение всех участников (исключаются сговоры).

Недостатки совершенной конкуренции:

1. Не предусматривает производство общественных благ (национальная оборона, научно-технический прогресс);

2. Способствует унификации и стандартизации продукции;

3. Трудно обеспечить концентрацию ресурсов в наукоемких и капиталоемких отраслях.

 

Вопрос 5. Чистая монополия: сущность, виды, показатели

Чистая монополия (от греческого «monos» - один и «poleo» - продаю) – ситуация на рынке, когда в отрасли господствует единственный производитель определенного товара; выпускаемая им продукция не имеет близких заменителей, а доступ новых производителей в данную отрасль почти невозможен. Ряд ученых (Э. Чемберлен, Д. Робинсон и др.) считают, что монополизм – это объективная тенденция в развитии современного рыночного хозяйства, не исключающая, однако конкуренции.

В масштабах страны встречается редко, а в масштабах города типична. Например, в Нижнем один аэропорт, одна железная дорога, один автозавод и т.д.

В ряде отраслей избежать монополий невозможно, так как монополии способствуют развитию НТП; крупное производство позволяет лучше использовать эффект масштаба и снижать себестоимость продукции. Поэтому, со стороны государства нет запрета на их деятельность. Государство даже может искусственно создавать барьеры для вступления фирмы в отдельную отрасль – например, выдаются лицензии и патенты.

Однако существуют и недостатки (рис.).

Поэтому со стороны государства разрабатывается антимонопольное законодательство и осуществляется антимонопольное регулирование.

Отдельно выделяют естественные монополии – когда наиболее оптимален вариант производства продукции одной фирмой. Например, водоснабжение – фирма «Водоканал».

Рис. . Запрещенные законом направления монополистической деятельности