Вопросы для обсуждения

Тема 1. «Становление дидактики как науки и совершенствование образования».

Планы

семинарских занятий по теории обучения

 

Семинарские занятия № 1, 2 (4 часа)

1. Развитие дидактики педагогами-классиками.

2. Модернизация современного образования и требования к нему.

3. Предмет современной дидактики, ее категории.

 

Литература

1. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. М.: Академия. 2006. Глава 1.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года//Начальная школа. 2002. № 4.

3. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М.: Высшая школа. 1986. 1. Предмет и задачи дидактики. С. 14–30.

4. Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа. 1990. Глава 2. Развитие дидактических систем. С. 39–49.

 

Методические указания студенту

Изучив материалы книги Ч. Куписевича «Предмет и задачи дидактики», выписать в конспект основные концептуальные подходы Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, Д. Дьюи к образованию.

Во взглядах Я.А. Коменского на образование обратить внимание на цель образования, на то, каким оно должно быть и что давать для развития личности. Разберитесь в понятии: «образование должно быть природосообразным» (Я.А. Коменский).

Знакомясь с дидактической системой И.Ф. Гербарта, обратите внимание на модель образования, предлагаемую им. Почему ее называют традиционной системой образования?

Д. Дьюи боролся с традиционной школой. Как он предлагал модернизировать школу? Что нового он предложил?

В соответствии с предложенной Д. Дьюи модернизацией школы проанализировать видеофильм «Англо-американская школа», который будет просмотрен на 2-ом часе первого семинарского занятия.

Рассмотрев концепции образования на различных этапах его развития, сделайте выводы о том, что представляет собой современное образование, на каких концепциях оно строится.

На втором семинарском занятии будет рассматриваться модернизация современного образования.

Изучив «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года», сделать записи по следующим вопросам:

1. Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации.

2. Приоритеты образовательной политики.

3. Цели и основные задачи модернизации образования.

4. Роль образования в развитии российского общества.

5. Новые социальные требования к системе российского образования.

Отвечая на третий вопрос о предмете и категориях педагогики, следует сравнить различные точки зрения ученых.

Для этого необходимо опираться на следующую таблицу.

 

 

Ч. Куписевич В. Оконь В. Загвязинский
Предметом общей дидактики является процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Основные понятия Преподавания и учение относится к числу ее основных понятий дидактики, с ними связаны обучение, образование, самообразование. Учение представляет собой систему, совокупность связанных между собой и подчиненных общей цели действий по усвоению знаний, умений и навыков, преобразующих формы поведения ребенка. Преподавание –деятельность по организации учения и руководству самостоятельной работой учащихся. Дидактика является наукой об обучении, его целях и содержании, а также о его методах, средствах и организации. Под обучением мы будем понимать планомерную и систематическую работу учителя с учащимися, основанную на осуществлении и закреплении изменений в их знаниях, установках, поведении и в самой личности под влиянием овладения знаниями и ценностями, а также собственной практической деятельностью. Предмет дидактики – воспитание и развитие личности в процессе разных видов учебной деятельности. Предметом дидактики является регулирование и совершенствование отношений «ученик–учитель», «ученик–изучаемый материал», «учитель–класс», «ученик–класс», «учитель–изуча-емый материал», создание условий для развития и совершенствования всех субъектов учебного процесса, а также личности в процессе самообразования.

 

Семинарские занятия № 3, 4 (4 часа)

Тема «Сущность процесса обучения» (4 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность процесса обучения, основанная на философской теории познания.

2. Двусторонний характер процесса обучения.

3. Функции процесса обучения.

4. Движущие силы процесса обучения.