Основные понятия налогообложения
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ФИРМЫ
4.3.1. Бухгалтерский учёт
Бухгалтерский учёт – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательств организации и их изменениях (движении денежных средств) путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учёта являются: имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. Субъектами бухгалтерского учёта могут быть:
· бухгалтерией, входящей в состав предприятия;
· бухгалтером;
· руководителем организации;
· сторонней организацией.
Основной задачей бухгалтерского учёта является формирование полной и достоверной информации (бухгалтерской отчётности) о деятельности организации и её имущественном положении, на основании которой становится возможным:
· предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации
· выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации
· контроль соблюдения законодательства при осуществлении организацией хозяйственных операций
· контроль целесообразности хозяйственных операций
· контроль наличия и движения имущества и обязательств
· контроль использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов
· контроль соответствия деятельности утвержденным нормам, нормативам и сметам
Внутренние пользователи бухгалтерской отчётности — руководители, учредители, участники и собственники имущества организации.
Внешние пользователям бухгалтерской отчётности — инвесторы, кредиторы, государство в лице налоговых и контрольных органов.
Бухгалтерский учёт тесно связан с налоговым и управленческим учётом
Одним из важнейших рычагов воздействия государства на экономическую жизнь страны являются налоги, представляющие собой обязательные платежи в бюджеты разных уровней, взимаемые с юридических и физических лиц. В каждой стране имеется свой свод налоговых законов, определяющий виды налогов, правила их начисления и распределения между различными государственными и муниципальными органами.
В основе исчисления налога лежит налоговая ставка, представляющая собой определённую долю дохода, подлежащую перечислению в бюджет в виде налога. Налоговая ставка устанавливается законодательно на длительный период и обычно в процентах к сумме дохода. Правительство РФ может предложить законодателям изменить ставку налога. Делается это, как правило, в двух случаях:
· когда Правительство хочет пополнить федеральный и другие бюджеты оно поднимает налоговую ставку; в краткосрочном периоде это, как правило, даёт желаемый результат, то есть общий объём налоговых поступлений возрастает, но в средне- и долгосрочном периоде может привести к снижению экономической активности субъектов предпринимательства и, соответственно, к снижению налоговых поступлений;
· когда Правительство хочет повысить экономическую активность в стране, оно снижает налоговую ставку; в краткосрочном периоде это, как правило, даёт снижение общего объёма налоговых поступлений, но в средне- и долгосрочном периоде приводит к повышению экономической активности субъектов предпринимательства и, соответственно, к повышению налоговых поступлений.
Объём уплачиваемых налогов зависит также и от величины налогооблагаемой базы, то есть от той суммы доходов или имущества, к которой будет применена налоговая ставка. Если налоговая ставка жёстко закреплена на законодательном уровне, то налогооблагаемой базой можно варьировать в зависимости от разрешённых налоговых вычетов, то есть допускаемых уменьшениях её.
Различают прямые налоги, то есть те, которые исчисляются и уплачиваются непосредственно исходя из доходов налогоплательщика, и косвенные налоги, то есть те, которые устанавливаются в виде надбавки к цене (тарифу) на товар. Косвенные налоги действуют в форме акцизов (в том числе универсального акциза или налога с оборота), фискальных пошлин (государственных) и таможенных пошлин. Все остальные налоги являются прямыми.
Ниже кратко рассмотрены налоги, которые формируют практически 90 % всех налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.
Нало́г на при́быль –прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т.д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок. К вычетам относятся:
· производственные, коммерческие, транспортные издержки;
· проценты по задолженности;
· расходы на рекламу и представительство;
· расходы на научно-исследовательские работы;
Взимается данный налог на основе налоговой декларации по пропорциональным (реже прогрессивным) ставкам.
Нало́г на доба́вленную сто́имость (НДС) –косвенный налог, форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. Вообще доба́вленную сто́имость можно определить как ту часть стоимости продукта, которая создается в данной фирме:
Стоимость продукта = Материалы + Энергозатраты + Труд +
+ Амортизация + Прибыль + Косвенные налоги.
Из перечисленных слагаемых:
Добавленная стоимость = Труд + Амортизация + Прибыль
Всё остальное приобретается и используется в готовом виде, поэтому в добавленную стоимость не входит.
Акциз –один из видов косвенного налога, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию но для товаров, доставляемых из-за границы, а также коммунальные, транспортные и другие распространённые услуги. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены.
Объектами акцизного обложения признаются следующие операции:
· реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров;
· продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров;
· передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику указанного сырья либо другим лицам;
· передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров (кроме прямогонного бензина и этилового спирта);
· передача на территории РФ подакцизных товаров для собственных нужд;
· передача на территории РФ подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, в качестве взноса по договору простого товарищества;
· передача организацией произведенных ею подакцизных товаров своему участнику при его выходе из организации, а также передача в рамках договора простого товарищества, при выделении его доли из общего имущества или разделе такого имущества;
· передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
· ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;
· получение денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции
· получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.