Бюджетное планирование

Цели, виды и этапы планирования

ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ФИРМОЙ

 

 

 

Внутрифирменное планирование – весьма эффективный способ организации деятельности конкретной фирмы. В результате внутрифирменного планирования появляется программа согласованной деятельности, обеспечивающая достижение поставленных целей. Чем крупнее фирма, тем на больший срок производится внутрифирменное планирование. Общую картину внутрифирменного планирования даёт таблица 4.1.1.

Основными этапами внутрифирменного планирования являются:

· составление прогнозных планов на основе изучения рынка и инвестиционного климата;

· укрупнённое ориентировочное распределение сроков, а также материальных и финансовых ресурсов на основе прогноза;

· формирование основного плана с уточнением всех сроков, объёмов и сумм;

· корректировка основного плана в связи с вновь открывающимися финансовыми, производственными и сбытовыми реалиями.

 

Таблица 4.1.1. Содержание внутрифирменного планирования

  Уровень стратегического планирования – вопросы развитие фирмы Долгосрочные планы (стратегии) на период 3-5 лет  
  Компетенция высшего руководства     План диверсификации деятельности План приобретения прав владения План слияний  
  Уровень оперативного планирования – вопросы запуска производства на фирмы Среднесрочные планы на период 1-2 года  
  Компетенция оперативного руководства       План фундаментальных исследований План исследований и разработки новой продукции План маркетинга План реализации на рынках  
  Уровень тактического планирования – вопросы текущей деятельности фирмы Краткосрочные планы на период 1-12 месяцев  
  Компетенция линейного руководства     План производственный План финансовый План реализации  

 

В принципе планирование определяется теми задачами, которые фирма ставит перед собой на перспективу. В центре планирования обычно находятся объёмы продаж, доля на рынках и прибыль.

 

 

Бюджет в самом общем виде представляет собой план, отражающий в количественном выражении ожидаемые цели. Он основывается на принципе сбалансированности расходов и доходов, затрат и выпуска, ресурсов и конечных результатов. Бюджет может составляться как стоимостном, так и в натуральном выражении.

Обычно на фирме разрабатываются разные бюджеты, которые даже называются по разному: смета доходов и расходов, смета затрат времени, смета затрат материалов, бюджет капитальных затрат, кассовый бюджет, балансовая смета и т.д. Бюджеты должны соответствовать всем статьям плана и охватывать все стороны деятельности фирмы. Продолжительность бюджетного периода зависит от сроков планирования и от каких-либо конкретных обстоятельств. Общий бюджет фирмы должен включать все бюджеты по различным направлениям планирования.

Корректировка бюджета проводится в течение всего бюджетного периода. Качество составленного бюджета может быть определено только в конце бюджетного периода, когда появится возможность сопоставить плановые и фактические результаты.