Тема 12

Тема11

Тема 9

Тема 8

Тема 7

Тема 6.3

Тема 6.2

1. Назовите основные акустические характеристики, существенные для звуков речи.

2. С какими акустическими характеристиками связана высота звука?

3. С какими акустическими характеристиками связана сила звука?

4. В каких единицах измеряется длительность звука?

5. Дайте определение форманты.

6. Охарактеризуйте связь между артикуляционными характеристиками гласных и частотами формант.

 

 

а)

1. Какими вопросами занимается орфоэпия?

2. Как соотносятся норма и система?

3. Какие существуют аспекты нормы?

4. Что такое вариантность нормы?

5. Приведите примеры орфофонических ошибок в русском (или в других известных вам языках).

6. Что такое кодификация нормы?

7. Как бывает представлена произносительная норма в словарях?

 

б)

1. Дайте определение слога.

2. Почему структуру слога в слоговых языках определить проще, чем в языках фонемного строя?

3. Перечислите основные виды слогов в зависимости от расположеня согласных по отношению к гласному.

4. Каковы основные критерии, используемые обычно при оценке правильности слогоделения?

5. Есть ли связь между слогоделением и звуковой организацией слога как произносительной единицы?

 

в)

1. Дайте определение синтагмы.

2. Чем определяется членение предложения на синтагмы? Приведите примеры различного синтагматического членения одного и того же предложения.

3. Перечислите основные фонетические средства интонации.

4. Что такое мелодика?

5. Что такое темп речи?

6. Каковы основные функции интонации?

7. Какие подходы используются при классификации интонационных типов?

8. Дайте характеристики ИК и тех значений, которые могут быть переданы каждой из этих конструкций.

 

 

1. Что означает термин «лексика»?

2. Объясните различие терминов «лексема» и «словоформа».

3. Как вы понимаете денотативные и коннотативные значения?

4. Что называется лексическим значением слова?

5. Что такое прямое и переносное значение слова?

6. Какие способы переноса значений слова вы знаете?

7. Как происходит метафорический перенос названия с одного предмета на другой?

8. На чем основан метонимический перенос названия с одного предмета на другой?

9. В чем отличие метонимического переноса названия от метафорического?

10. Что такое синекдоха?

11. Что означают термины «полисемия» и «моносемия»?

12. Какое языковое явление называется омонимией?

13. Каковы критерии разграничения омонимии и полисемии?

14. Какое языковое явление называется синонимией?

15. Какое языковое явление называется антонимией?

16. Какова сущность антитезы?

17. Что такое оксюморон?

18. Какое языковое явление называется паронимией?

19. Чем отличаются паронимы от омонимов?

20. В чем отличие паронимов от синонимов?

21. Что такое кальки?

22. Что такое архаизмы?

23. Что такое историзмы?

24. Что такое неологизмы?

25. Каково определение диалектизма?

26. Какие слова относятся к терминологической лексике?

27. Какие слова относятся к профессиональной лексике?

28. Чем отличаются термины от профессионализмов?

29. Что такое жаргон?

30. Что такое арготизм?

31. Как вы понимаете термин «экспрессивность»?

32. Что такое лексикография?

33. Какие типы словарей вы знаете?

 

 

1. Объясните парадигматические отношения лингвистических единиц в языке.

2. Объясните синтагматические отношения лингвистических единиц в языке.

3. Объясните иерархические отношения лингвистических единиц в языке.

 

 

а)

1. Какой раздел языкознания называется грамматикой?

2. Что изучает морфология?

3. Что такое грамматическое значение, грамматическая категория, грамматическая форма?

4. Какие части речи называются самостоятельными и какие служебными?

 

 

б)

1. Каковы способы словообразования в фонемных языках?

2. Что представляет собой морфологический способ словообразования?

3. Чем отличается лексико-семантический способ словообразования от лексико-синтаксического?

4. Что такое аббревиация?

5. Что такое основа слова?

6. Что называется корнем слова?

7. Что такое аффиксы?

8. В чем сущность морфемного и словообразовательного анализа слова?

9. Какие морфологические чередования гласных и согласных звуков могут происходить в корнях слов при словообразовании и словоизменении?

 

в)

1. Что такое словосочетание?

2. Чем отличается словосочетание от предложения?

3. Каковы синтаксические отношения между словами, входящими в словосочетание?

4. Какие существуют типы словосочетаний по главному слову?

5. Каковы способы выражения синтаксических отношений в словосочетании и в предложении?

6. Каковы виды синтаксической связи в словосочетании и в предложении?

7. Что такое согласование, управление, примыкание?

 

г)

1. Что такое предложение и каковы его основные признаки?

2. Назовите типы предложений.

3. Что такое сложное предложение?

4. Чем определяется единство и цельность сложного предложения?

5. Как объединяются простые предложения в составе сложного?

6. Что называется сложноподчиненным предложением?

7. Каковы принципы классификации придаточных предложений7

8. Что представляет собой многочленное сложноподчиненное предложение?

 

 

Тема 10

1. Назовите типы изменений, касающихся системы фонем.

2. Назовите причины и пути появления новых слов в языке.

3. В каких случаях грамматический строй языка подвергается изменениям?

1. Назовите прикладные дисциплины, связанные с письмом.

2. Назовите типы письма.

 

 

1. Дайте определение графики и орфографии.

2. В чем заключается различие между буквой и звуком?

3. Что такое алфавит?

4. Что представляют собой фонетические, дифференцирующие и традиционные написания?

5. Перечислите принципы орфографии; приведите примеры на каждый принцип из русского и других известных вам языков.

6. Какие слова пишутся с прописной буквы?