АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕСТУЖЕВ-МАРЛИНСКИЙ

Самая крупная фигура в плане массового успеха у читателей – Александр Александрович Бестужев-Марлинский. Он был всего на 2 года старше Пушкина, погиб в том же, 1837, году, но только в июне. Один из четырех братьев-военных, которые сочетали достаточно серьезную военную карьеру с не менее активными занятиями художественным творчеством. Например, Александр Александрович был известным литератором, а среди братьев были художники и т.д. Офицерство тогда было действительно элитой общества. К русским офицерам относились как к культурной элите, которая определяла развитие общества в духовном плане.

У Б-М. очень романтическая биография. Писатель-романтик с романтической биографией. При том, что он был человеком передовых идей, убежденным декабристом, деятельным, вместе с Рылеевым был еще и успешным издателем «Полярной звезды» (издательство принесло коммерческую выгоду). При этом Бестужев был и героем-любовником, Дон Жуаном своего времени, который еще с Пушкиным мог поспорить в успехе у женщин. Кончина его была романтической. Скончался при штурме мыса Адлер (в стычке с горцами). Тогда, в 1837 году, Адлер не был территорией России, тяжело приходилось российским войскам в овладении этими территориями.

Марлинский, который после декабристского восстания был репрессирован, был лишь солдатом и пал в боях за Адлер. Его тело не было найдено. Поскольку он был человеком с активной жизненной позицией и был способен к бегству, то стала распространяться легенда, что он бежал с горцами и продолжал войну с кавказцами против России. Часто говорили, что его романтическая возвышенность, метафоричность, изысканность речи неестественны. Может, это и воспринимается как не очень естественный язык, но для него как личности это было вполне закономерно и естественно.

Кавказские мотивы в творчестве вполне закономерны, т.к. он служил на Кавказе и знал этот материал. Другое дело, что он изображает его не как писатель-реалист со всеми ужасами, трудом войны, кровью и потом, а в некоторой эстетической романтической подсветке.

Настолько широко было воздействие Марлинского на читателей, не только на неподготовленных, на топу, но и на людей с высокими эстетическими запросами, что он оказал влияние на молодого Лермонтова. Есть справедливая работа Вадима Эразмовича Вацуро (питерский литературовед), где он подробно анализировал связи между Марлинским и Лермонтовым. Так что и «Вадим»[4] Лермонтова, написанный в духе романтической повести совершенно четко обнаруживает влияние прозы Марлинского.

Настолько популярен был Марлинский, что даже стал возникать термин «марлинизм» еще при жизни Марлинского, т.е. это определенное направление, определенный дух произведений. И первый, кто всерьез развенчал Марлинского, был Белинский. Критик вообще был мастером по развенчиванию репутации, по борьбе с теми, кто, по его мнению, не способствует развитию русской прозы. Он был реалистом, соответственно, по его мнению, романтизм был тем, что тормозит развитие русской литературы.

 

Мы изучаем одну повесть Бестужева-Марлинского. Это светская повесть «Фрегат «Надежда». Белинский совершенно справедливо заметил, что главная беда Марлинского в том, что у него нет ярких характеров. Характеров с анализом внутреннего мира и с типизацией этих характеров. О том или ином герое Марлинского (Например, капитан Правин, его возлюбленная княгиня Вера) нельзя сказать, что это некий социально-психологический тип.

Герои Марлинского – фигуры с определенными взглядами и убеждениями. Но нет глубокого социально-психологического анализа, типичного характера, того, что есть в «Повестях Белкина». Тип Сильвио, героя повести «Выстрел» – определенный с-п тип; с-п тип маленького человека представлен в «Станционном смотрителе». Здесь нет типизации, свойственной реалистическому искусству, и нет символизации, что свойственно романтическому искусству. Марлинский скользит по поверхности, он выделяет очень яркие, режущие глаза моменты в характерах своих героев. Падкость на кричащее, яркое, говорит о том, что это писатель второго ряда. Марлинский как бы цепляется за вершины гор и не видит долины и впадины.

 

Но здесь есть достаточно серьезное нравственное, моральное содержание. В этом плане эта нравоописательная повесть связана с размышлениями о смысле жизни. Нравоописательная повесть всегда предполагает размышления о смысле жизни, философские проблемы, даже если они неглубоко разработаны.

Здесь важно ответить на вопрос: в чем смысл жизни, в любви или в долге? И можно ли пожертвовать одним ради другого? Отношения Правина и княгини Веры и крутятся вокруг этой проблемы. Концовка произведения, когда Правин покидает корабль ради встречи со своей возлюбленной, и корабль, и команда гибнут, т.е. он жертвует долгом командира во имя любви, ставит вопрос, прав или неправ Правин? Этот вопрос повисает в воздухе, он вызывает нравственно-философские размышления автора.

Так, философская проблематика присутствует, но не является главным моментом в этой повести. Для автора важнее показать любовную интригу, любовный конфликт.

 

О том, что для Бестужева-Марлинского была очень органична поэтика романтической метафоризации, романтической изысканности, свидетельствует его частное письмо. Понятно, что человек не будет собирать все свои знания об эпитетах, метафорах и олицетворениях, чтобы написать частное письмо братьям. Тем не менее, вот как пишет Марлинский о своем стиле: «Я не притворяюсь, не ищу острот, я - живой я в своих произведениях. Мои повести могут быть историей моих мыслей. Что же касается до блесток, ими вышит мой разум. Стряхнуть их значило бы перестать сносить свой костюм, быть не собой».

Это признание подтверждает, что это органичное свойство его разума, манеры мыслить и писать.

Пушкин и Марлинский были друзьями, достаточно активно общались в преддекабристские годы. Но как ранними, так и поздними произведениями Марлинского (а написал очень много) Пушкин не был доволен. Имея в виду Марлинского Пушкин писал о начинающих писателях: «Молодые писатели вообще не умеют изображать физических движений страстей. Их герои всегда содрогаются, хохочут дико, скрежещут зубами и прочее. Все это смешно, как мелодрама».

Это не только признак романтизма, а признак невысокого художественного уровня произведений (см. соврем. прозу). Пушкинская проза достаточно скупа, что вполне естественно и нормально для высокой прозы. Но стоит оговориться, что Достоевский будет описывать именно скрежещущие (ну и слово!) зубы своих героев. Это тоже прием определенный, когда изобр. люди на надрыве, что иногда требует мелодраматичности описания.