Хозяйственного права, субъекты хозяйственного права
Предмет и методы хозяйственного права, источники и принципы
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО В МЕХАНИЗМЕ УПРАВЛЕНИЯ
Хозяйственное право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества [5,6].
Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами. Предмет хозяйственного права – это регулируемая им совокупность отношений, складывающихся в процессе предпринимательской деятельности.
В предмет хозяйственного права входят:
- профессиональная деятельность по производству товаров (работ, услуг) с целью извлечения прибыли;
- отношения по реализации товаров, их доставке, хранению и т. п.;
- хозяйственная деятельность организационно-имущественного характера по созданию и прекращению предприятий, управлению собственностью;
- хозяйственно-правовое регулирование предпринимательской деятельности;
- государственное воздействие на субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность.
Наука хозяйственного права делится на две части: общую и особенную.
Общую часть составляет рассмотрение источников хозяйственного права, принципов, ряда общих понятий, таких как хозяйственное правоотношение, субъекты хозяйственного права, право на имущество субъектов хозяйственного права, государственное регулирование экономики в условиях рынка, сроки в хозяйственном праве, санкции и ответственность в хозяйственных отношениях, правовое регулирование рассмотрения хозяйственных споров.
В особенной части рассматриваются вопросы правового обеспечения отдельных видов хозяйственной деятельности: производственной деятельности собственника и предпринимателя, реализации продукции и товаров, научно-технической, инвестиционной деятельности и иные.
Под методом правового регулирования, применяемым в конкретной отрасли права, понимается совокупность способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета правового регулирования
Считается, что каждой отрасли права присущ свой, особый метод регулирования. Однако наряду с этим в науке права обсуждается вопрос о единстве метода правового регулирования, в котором правовое воздействие принимает характер дозволения, предписания и запрета.
Отрасль хозяйственного права имеет комплексный характер, и, следовательно, ей присущи методы, используемые в других отраслях права (материально-правовой, коллизионный и др.).
Урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, которые связаны взаимными правами и обязанностями, являются хозяйственными правоотношениями. Они представляют собой правовую связь между субъектами, содержание которой составляют субъективные права и обязанности.
Источники хозяйственного права – это юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы. В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники хозяйственного права можно разделить на следующие группы:
Акты федеральных органов подразделяются на законы Российской Федерации и подзаконные федеральные акты.
Законы Российской Федерации:
а) Конституция Российской Федерации. Конституция обладает высшей юридической силой и является базой текущего законодательства;
б) акты Федеральною Собрания Российской Федерации:
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы;
- акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.).
Подзаконные федеральные акты:
- указы, распоряжения Президента Российской Федерации;
- постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации;
- нормативные акты министерств и других центральных органов;
- приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти.
Акты субъектов Российской Федерации подразделяются на законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации.
Законы субъектов Российской Федерации:
- конституции, уставы субъектов Российской Федерации;
- законы субъектов Российской Федерации.
Подзаконные акты субъектов Российской Федерации:
- указы, распоряжения президентов (губернаторов);
- постановления, распоряжения правительств субъектов Российской Федерации;
- нормативные акты министерств – субъектов Российской Федерации;
- приказы, постановления иных органов – субъектов Российской Федерации.
Акты органов местного самоуправления – нормативные акты местной администрации, которые действуют только на территории края, области, города, района, сельской местности.
Виды актов местного самоуправления:
- распоряжения;
- решения.
Принципы хозяйственного права – его основополагающие начала – распространяются на весь комплекс правовых норм, обеспечивающих регулирование хозяйственной деятельности.
Для данной отрасли права характерны следующие принципы:
- принцип целенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате хозяйственной деятельности субъектов хозяйственных правоотношений;
- принцип равноправия субъектов хозяйственных правоотношений независимо от уровня, который они занимают в народнохозяйственном комплексе: нормы права, регулирующие их хозяйственные отношения, в равной мере распространяются на всех участников этих отношений;
- принцип экономической свободы и поощрения предпринимательского поведения хозяйственных организаций;
- принцип поощрения добросовестной конкуренции и защиты от монополизма и недобросовестной конкуренции;
- принцип комплексности государственного воздействия на хозяйственные отношения путем сочетания экономических, организационно-административных и политических механизмов, позволяющих направить мотивацию деятельности различных социальных групп (предпринимателей, менеджеров, специалистов, непосредственных участников производственно-хозяйственных процессов – рабочих) на достижение общественно необходимых хозяйственных результатов;
- принцип законности. В условиях рыночной экономики в основу оценки законности ставится достижение экономической эффективности деятельности в интересах государства и общества без нарушения запретов закона и прав других лиц.
Субъектами (участниками) отношений, регулируемых нормами хозяйственного права, являются граждане и юридические лица, осуществляющие и хозяйственную деятельность, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Эти отношения регулируются преимущественно гражданским, административным и финансовым законодательством.
Права и обязанности сторон в хозяйственных отношениях, регулируемых гражданским правом (гражданские права и обязанности), возникают:
- из договоров и иных сделок, предусмотренных законом или не противоречащих ему;
- из актов государственных органов власти и органов местного самоуправления, предусмотренных законом в качестве основания для возникновения таких прав;
- из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества на законных основаниях;
- в результате создания научной и (или) научно-технической продукции;
- вследствие причинения вреда другому лицу;
- вследствие неосновательного обогащения.
Зашита гражданских прав субъектов (прав участников) хозяйственных отношений осуществляется путем:
- признания права;
- восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
- признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности ничтожной сделки;
- - признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
- самозащиты прав;
- присуждения к исполнению обязанности в натуре;
- возмещения убытков;
- взыскания неустойки;
- компенсации морального вреда;
- прекращения или изменения правоотношений;
- неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
- иными способами, предусмотренными законом.
Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел суд, арбитражный суд или третейский суд, а в некоторых случаях, предусмотренных законом, – орган исполнительной власти и управления в административном порядке.