Показатели производственной программы

Производственная программа

Производственная программа. Производственные мощности предприятия

Лекция 11

 

Производственная программа представляет собой систему плановых заданий по выпуску продукции установленной номенклатуры, ассортимента и качества. Работа по составлению производственной программы имеет особенности для разных типов производства.

Для единичного и мелкосерийного производства производственная программа разрабатывается на основе графика изготовления изделий в соответствии с утвержденными сроками сдачи продукции потребителю.

Для серийного производства планирование выпуска продукции на протяжении года производится с учетом незавершенного производства и изменений номенклатуры запускаемых в производство изделий.

Массовое производство осуществляется обычно поточным методом и в связи с этим производственная программа разрабатывается одновременно по предприятию и всем основным цехам с разбивкой по кварталам и месяцам.

Основные показатели производственной программы:

· номенклатура;

· товарная продукция;

· незавершенное производство;

· валовая продукция

Номенклатура – вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Вид товара делится на ассортиментные группы, каждая группа состоит из ассортиментных позиций.

Товарная продукция – это продукция, которая идет на сторону и не потребляется внутри предприятия. Выпуск товарной продукции является основой для составления планов реализации товара.

Валовая продукция – товар предприятия + изменение остатков незавершенного производства на начало и конец планового периода.

Незавершенное производство – еще не изготовленная продукция, находящаяся на разных стадиях производственного процесса.

 

При разработке производственной программы предприятия используют определенные натуральные, трудовые и ценностные измерители. Они позволяют вести планирование, учет и контроль выполнения плана по объему, ассортименту и трудоемкости выпускаемой продукции. Сравнить объем производства по периодам и определить его динамику. Единица измерения выпуска продукции должна быть приемлема для всех видов продукции, выпускаемых предприятием.

Натуральные показатели выпуска продукции являются основными. Без натуральных измерений невозможно измерить степень использования оборудования и производственной мощности предприятия. На единицу продукции в натуральном выражении устанавливаются нормы расхода сырья, топлива, электроэнергии, а также определяется себестоимость. Натуральные измерители наиболее полно и правильно показывают рост производительности труда.

Широкое распространение получил натурально весовой измеритель – тонна.

Трудовые измерители применяются при составлении производственной программы цехов и участков с большой номенклатурой изделий. Они измеряются в нормо-часах, то есть затраты нормированного рабочего времени на изготовление продукции. В станко-часах для измерения затрат рабочего времени оборудования. В человеко-часах – для определения затрат рабочего времени человеком.

Ценностные измерителя используются одновременно с натуральными и трудовыми для исчисления реализованной товарной и валовой продукции.

В плане реализации продукции на предприятии устанавливается объем и структура поставок выпускаемой продукции, а также планируемая сумма выручки и прибыли от реализации продукции.

Основными источниками для составления плана реализации продукции являются:

- портфель заказов и заключенные на этой основе договоры по поставкам;

- данные о запасах продукции на складах на начало и конец планового периода;

- оптовые цены и себестоимость изделий, подлежащих реализации;

- сроки освоения новых видов продукции;

- мероприятия по повышению эффективности производства;

- расчеты по освоению и использованию производственных мощностей;

- плановые технико-экономические нормы и нормативы за предшествующий год.

При планировании реализации продукции исходят из потребностей в продукции. Масштабы потребности сопоставляются с наличной производственной мощностью. В результате этого сопоставления определяется необходимость в расширении или реконструкции предприятия и возможные масштабы производства и реализации продукции. Объем реализации продукции планируется в действующих ценах (для увязки объема производства промышленной продукции с издержками производства и финансовыми показателями).

Прежде чем приступить к разработке производственной программы на предприятиях проводят анализ поступивших заказов, устанавливается номенклатура продукции и количество по каждому виду. Это является базой для расчета программы.

К программе должна быть приложена спецификация изделий по позициям, которая необходима для определения плановых технико-экономических показателей.

Производственная программа

 

№№ Наименование Натуральные показатели, тонн Ценностные показатели, тыс. руб.
Год 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. цена Год 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Изделие А 30м
Изделие Б        
Изделие В                  
Изделие Г          
Итого на сторону                    
Изд. Б, ц 1
Изд.В, ц.2          
Итого внут.оборот   22,5
Всего   552,        

 

Год распределяется поквартально, пропорционально количеству дней работы в квартале.

Действующая оптовая цена – средняя цена по виду продукции.