Показатели производственной программы
Производственная программа
Производственная программа. Производственные мощности предприятия
Лекция 11
Производственная программа представляет собой систему плановых заданий по выпуску продукции установленной номенклатуры, ассортимента и качества. Работа по составлению производственной программы имеет особенности для разных типов производства.
Для единичного и мелкосерийного производства производственная программа разрабатывается на основе графика изготовления изделий в соответствии с утвержденными сроками сдачи продукции потребителю.
Для серийного производства планирование выпуска продукции на протяжении года производится с учетом незавершенного производства и изменений номенклатуры запускаемых в производство изделий.
Массовое производство осуществляется обычно поточным методом и в связи с этим производственная программа разрабатывается одновременно по предприятию и всем основным цехам с разбивкой по кварталам и месяцам.
Основные показатели производственной программы:
· номенклатура;
· товарная продукция;
· незавершенное производство;
· валовая продукция
Номенклатура – вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Вид товара делится на ассортиментные группы, каждая группа состоит из ассортиментных позиций.
Товарная продукция – это продукция, которая идет на сторону и не потребляется внутри предприятия. Выпуск товарной продукции является основой для составления планов реализации товара.
Валовая продукция – товар предприятия + изменение остатков незавершенного производства на начало и конец планового периода.
Незавершенное производство – еще не изготовленная продукция, находящаяся на разных стадиях производственного процесса.
При разработке производственной программы предприятия используют определенные натуральные, трудовые и ценностные измерители. Они позволяют вести планирование, учет и контроль выполнения плана по объему, ассортименту и трудоемкости выпускаемой продукции. Сравнить объем производства по периодам и определить его динамику. Единица измерения выпуска продукции должна быть приемлема для всех видов продукции, выпускаемых предприятием.
Натуральные показатели выпуска продукции являются основными. Без натуральных измерений невозможно измерить степень использования оборудования и производственной мощности предприятия. На единицу продукции в натуральном выражении устанавливаются нормы расхода сырья, топлива, электроэнергии, а также определяется себестоимость. Натуральные измерители наиболее полно и правильно показывают рост производительности труда.
Широкое распространение получил натурально весовой измеритель – тонна.
Трудовые измерители применяются при составлении производственной программы цехов и участков с большой номенклатурой изделий. Они измеряются в нормо-часах, то есть затраты нормированного рабочего времени на изготовление продукции. В станко-часах для измерения затрат рабочего времени оборудования. В человеко-часах – для определения затрат рабочего времени человеком.
Ценностные измерителя используются одновременно с натуральными и трудовыми для исчисления реализованной товарной и валовой продукции.
В плане реализации продукции на предприятии устанавливается объем и структура поставок выпускаемой продукции, а также планируемая сумма выручки и прибыли от реализации продукции.
Основными источниками для составления плана реализации продукции являются:
- портфель заказов и заключенные на этой основе договоры по поставкам;
- данные о запасах продукции на складах на начало и конец планового периода;
- оптовые цены и себестоимость изделий, подлежащих реализации;
- сроки освоения новых видов продукции;
- мероприятия по повышению эффективности производства;
- расчеты по освоению и использованию производственных мощностей;
- плановые технико-экономические нормы и нормативы за предшествующий год.
При планировании реализации продукции исходят из потребностей в продукции. Масштабы потребности сопоставляются с наличной производственной мощностью. В результате этого сопоставления определяется необходимость в расширении или реконструкции предприятия и возможные масштабы производства и реализации продукции. Объем реализации продукции планируется в действующих ценах (для увязки объема производства промышленной продукции с издержками производства и финансовыми показателями).
Прежде чем приступить к разработке производственной программы на предприятиях проводят анализ поступивших заказов, устанавливается номенклатура продукции и количество по каждому виду. Это является базой для расчета программы.
К программе должна быть приложена спецификация изделий по позициям, которая необходима для определения плановых технико-экономических показателей.
Производственная программа
№№ | Наименование | Натуральные показатели, тонн | Ценностные показатели, тыс. руб. | |||||||||
Год | 1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. | цена | Год | 1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. | ||
Изделие А | 30м | |||||||||||
Изделие Б | ||||||||||||
Изделие В | ||||||||||||
Изделие Г | ||||||||||||
Итого на сторону | ||||||||||||
Изд. Б, ц 1 | ||||||||||||
Изд.В, ц.2 | ||||||||||||
Итого внут.оборот | 22,5 | |||||||||||
Всего | 552, |
Год распределяется поквартально, пропорционально количеству дней работы в квартале.
Действующая оптовая цена – средняя цена по виду продукции.