Творческий потенциал при выработке альтернатив

Организация деятельности по выработке альтернатив

Методы активизации выработки альтернатив

Творческий потенциал при выработке альтернатив

Организация деятельности по выработке альтернатив

Выработка альтернатив

 

Качество принимаемого решения в значительной мере зависит от способности ЛПР выявить все возможные альтернативы. Нельзя выбрать конкретную альтернативу, если она не была выявлена и рассмотрена. Совершенствование способности ЛПР расширить возможный спектр альтернатив решения проблемы доступными способами повышает вероятность принятия эффективного решения. Воображение, кругозор, способность и готовность выявлять взаимосвязи предварительно не связанных объектов и результатов содействуют творческому поведению. Такое поведение позволит выработать более широкий диапазон альтернатив решения. Необходимо, используя специальные методы активизации участников подготовки решения («мозговой штурм» и т.д.), выявить максимальное число возможных вариантов решения проблемы. Это приблизит нас к цели процесса принятия решений.

Часто, прежде всего при решении открытых задач, выявление полного перечня альтернатив невозможно практически. Нахождение достаточно хорошего решения останавливает поиск на первой альтернативе, которая соответствует уровню притязаний ЛПР. При таких обстоятельствах у участников подготовки решения имеется слабый стимул подходить к делу особенно творчески. Однако даже поиск удовлетворительного решения требует от участников подготовки решения определенных творческих усилий. Поэтому важной задачей руководителей является стимулирование творческого потенциала менеджеров в принятии решений, прежде всего в выработке альтернатив. Творческий потенциал играет важную роль и на других этапах процесса принятия решения.

 

 

Для менеджеров в большинстве организаций одной из наиболее желательных и пользующихся спросом характеристик является творческий потенциал.

Творческий потенциал индивида включает ряд элементов (рис. 47).

 

 

 


Рисунок 47.- Основные элементы творческого потенциала индивида

 

Эти характеристики являются важными факторами организационного успеха и личного удовлетворения ЛПР. Каждая из них так или иначе зависит от творческой деятельности членов организации. Потребность в их активизации становится все более актуальной.

Большинство людей считает творческий потенциал характеристикой немногих людей. Это качество является скорее редкостью, чем нормой в организациях, где мы работаем.

Многие организации разработали детальные процедуры принятия на работу творческих сотрудников. Эти лица призваны выполнять те функции, где работа имеет особенно творческий характер. Тем временем обычные «нетворческие» служащие могут преуспевать в «нетворческих» работах. Традиционное представление о творческом потенциале как о привилегии немногих вело к ситуации, когда возможность творчества, по крайней мере в интересах организации, не относилась к большинству рабочих мест.

Некоторые люди являются в большей мере творческими, чем другие. Однако границы здесь довольно условны. Принцип «все или ничего», когда мы являемся либо творческими, либо нетворческими, далек от действительности. Творческий процесс может стимулироваться и активизироваться у большинства людей. В современных условиях для многих организаций творческая деятельность не просто желательна, но и абсолютно необходима для выживания и развития.

Реализация творческого потенциала непосредственно осуществляется в творческом поведении. Обеспечение творческого поведения в решающей мере зависит от ряда факторов (рис. 48):

 

 

 

 


Рисунок 48. - Факторы обеспечения творческого поведения работников

 

Основные усилия по улучшению качества принятия решений были направлены на использование более систематизированных подходов к развитию эффективных аналитических и оценивающих методов. Роль творческого потенциала в решении проблем и принятии решений в значительной степени игнорировалась. Творческий подход менеджеру особенно необходим в принятии решений, а внутри этого процесса – при формулировке проблемы и выработке диапазона альтернативных решений для дальнейшего выбора (рис. 49). Формулировка проблемы и способность выработать творческие решения – ключевые стадии в общем процессе решения проблем.

Спектр преград и препятствий к творчеству при принятии решений включает следующие типы (рис. 50).

Структурные преграды возникают в значительной степени под воздействием процесса бюрократизации, который неизбежно сопровождает организационный рост. Поведенческие преграды часто являются результатом реакций людей на их организационные обстоятельства. Функциональные преграды связаны с выполнением конкретных функций. Информационные преграды связаны с организацией информационных потоков.

 

 

 

 


Рисунок 49.- Соотношение творческой и нетворческой деятельности

при принятии решений и в управлении в целом

 

 

 


Рисунок 50. - Основные преграды к творчеству

Развитие систем управления и стремление к эффективности

 

Одной из характеристик быстро растущих организаций является тенденция утраты контроля над их деятельностью со стороны основателей. Многие крупные современные компании выросли из малых венчурных фирм, созданных изобретателями или учеными. С увеличением размера и сложности организации становится невозможным, чтобы владельцы компании управляли всем лично. Характеристика этой потери контроля – передача полномочий и ответственности за принятие решений менеджерам. У собственников формируется потребность осуществлять контроль за быстро меняющейся ситуацией (рис. 51). Это требует развития систем и процедур делегирования полномочий и ответственности для принятия решений на более низких уровнях организации (рис. 52).

 

 


Рисунок 51. - Процесс потери контроля

при быстром росте инновационных организаций

 

 

 


Рисунок 52. - Основные этапы системы делегирования полномочий

 

 

Таким образом, вместо самих целей непосредственно устанавливаются средства их достижения. Происходит концентрация на оценках профессионализма менеджеров, полноте и точности исполнения предписаний, применения процедур и правил, а не эффективности достижения целей организации. Деятельность ЛПР оценивается по тому, насколько их действия приближаются к предписанным или рекомендуемым оперативным процедурам, а не по достижению требуемых результатов или целей. Действия в соответствии с предписанными процедурами обеспечивают уверенность исполнителей в получении высокой оценки. Таким образом, в организации, которая создавалась и развивалась как инновационная, начинает проводиться консервативная политика. И именно успешность новаторского подхода такой организации приводит на последующем этапе к консервативному управлению.

Оценки деятельности ЛПР в зависимости от ее эффективности являются намного более трудными, чем контроль за соблюдением процедур и инструкций. При оценке эффективности возможны спекуляции на том, что «могло быть возможно». Здесь ЛПР имеет намного меньше уверенности относительно успеха или неудачи. Характеристики творческого потенциала при принятии решений – воображение, принятие риска, испытание новых идей и т. д.; однако это не те виды поведения, которые стимулируются климатом, который существует в пределах традиционных структур организации.

Значительная часть времени и усилий менеджеров тратится на формальные предписания для работников более низких уровней организационной иерархии. Основные характеристики нетворческой деятельности следующие.

1. Работа преимущественно рутинная и повторяющаяся, с ограниченной свободой действий работника. Рабочий на линии сборки автомобилей или продавец в большом универмаге имеют четко определенную работу с ограниченной свободой действий.

2. Если работа имеет элемент выбора и свободы действий, то нет большой области для реализации творческого потенциала.

3. Служащие, играющие такие роли, специально «обучаются», чтобы не быть творческими.

4. Во многих организациях существуют специальные схемы сбора предложений для получения «хороших идей» от служащих. Эти идеи не воспринимаются как часть нормального поведения и вознаграждаются специальными премиями и призами. Сам характер таких схем поощрения предполагает, что творческое поведение больших групп исполнителей скорее исключение, чем правило.

5. Когда такие исполнители продвигаются на те роли, где требуется осуществлять выбор и имеется свобода действий, не стоит удивляться, что они в меньшей степени творческие, чем это необходимо для новой роли.

 

Изменения в функциях

Роли менеджеров могут быть сгруппированы по функциям, которые требуют творчества в разной мере. Некоторые менеджеры могут чувствовать себя ограниченными в объеме творческой деятельности из-за неверного представления о том, как они конкретно или отдел должны работать.

Менеджеры в производственных и финансовых отделах, например, могут видеть в своей работе мало возможностей (или вообще отсутствие возможностей) для творческой деятельности.

Менеджеры в маркетинговом или проектном отделах могут рассматривать возможности использования своего творческого потенциала в работе как основной мотивирующий фактор.

Уровни статуса и инициирование идей

Традиционно выдвижение новых идей и выявление областей для изменения и развития были прерогативой старших менеджеров и руководителей. Иногда эти работники имели специальный статус генераторов идей. При этом происходит ограничение поступления творческой продукции (а именно – новых идей) от служащих, не получивших такого статуса. Обладатели статуса непосредственно могут чувствовать себя обязанными обеспечивать конкретный уровень результата в виде творческих идей. Для некоторых людей стимул создания идей на заказ является очень мощным. Для большинства же он имеет противоположный результат, ограничивая творческую продуктивность. Для организации в целом система управления, которая предписывает создание идей ограниченному числу менеджеров с высоким статусом, явно непродуктивна. Выполняющие такие роли должны взять на себя инициативу в стимулировании творческого потенциала других членов организации. Для поощрения выработки идей и интереса к решению проблем в организации должен быть создан соответствующий климат. Он распространяет ожидание такого поведения намного более равномерно через широкий спектр рабочих ролей.

Творческое поведение в крупных организациях расценивается как премируемое. Естественно, что оно не может быть запланировано, и нужно учитывать, когда оно проявляется. Концепция новизны и творческого потенциала как экстраординарность организационных результатов получает все большее признание.

Индивидуальный и организационный творческий потенциал

 

Основу организационного творческого потенциала составляют творческие личности. Ясно, что если в организации они отсутствуют, то такая организация не имеет и организационного творческого потенциала.

· Творческий потенциал является характеристикой всех индивидов.

· Некоторые люди явно более творческие, чем другие.

· Только малое число членов организации способно постоянно производить оригинальные, общественно значимые идеи.

· Анализ качеств и характеристик высокотворческих личностей позволяет активизировать и поощрить творческое отношение к работе у других членов организации. Характеристики творческого потенциала личности представлены на рис. 53.

 

 
 

 

 


Рисунок 53. - Характеристики творческого потенциала личности

 

Неудовлетворенность существующей ситуацией. Высокотворческие люди часто очень не удовлетворены текущим состоянием дел. Неизвестное и новый опыт рассматриваются скорее как привлекательные возможности, чем как нежелательные факторы. Изменения и адаптация для творческой личности являются также привлекательными.

Умственные способности. Личности с высоким творческим потенциалом обычно выигрывают по сравнению с нетворческими личностями в плане концептуальной гибкости и новизны, в предпочтении сложных заданий. Относительно высокие уровни общего интеллекта довольно тесно связаны с творческим потенциалом.

Конфликтность, противоречивость. Творческая личность непрерывно испытывает влечение к конфликтным состояниям между порядком и беспорядком, между рациональностью и интуицией, между соответствием и несоответствием. Большинство людей предпочло бы какое-то одно состояние. Высокотворческие личности пытаются совместить достоинства обоих полюсов.

Самопонимание. Творческие личности более полно понимают самих себя, свои позитивные и негативные персональные характеристики. Они способны обратить то, что другим людям казалось слабостями, в силу, недостатки – в достоинства.

Способность выдвигать новые идеи. Выдвижение новых идей для творческих личностей является их естественной и довольно значимой потребностью. Наиболее существенным фактором удовлетворения этой потребности является создание условий для творчества и эффективное использование его результатов.

Способность выявлять новые взаимосвязи. Изменения в организации не всегда связаны с реализацией принципиально новых идей. Часто такие изменения вызваны учетом вновь выявленных взаимосвязей между различными явлениями и характеристиками деятельности, новыми возможностями применения оборудования, материалов, методов организации и производства. Способность выявить новые взаимосвязи может оказаться не менее ценной, чем способность выдвигать принципиально новые идеи.

Творческая организация

 

Многие организации различного размера имеют несколько высокотворческих людей. Это не является гарантией того, что организация в целом имеет высокий творческий потенциал. Творческие личности, занимающие стратегические позиции в организации, могут иметь значительное влияние на стиль, принятый в организации в целом. Творческие и новаторские организации способны наиболее эффективным способом использовать все человеческие способности и ресурсы.

Основные характеристики творческой организации

 

1. Наличие нескольких высоко творческих людей с идеями, специальные подразделения, ориентированные на выдвижение идей.

2. Открытые каналы коммуникаций, большое количество внешних контактов.

3. Проведение политики разнородного найма, включая крайние, необычные способы и методы привлечения особо творческих работников

4. Оценка идей и людей по качеству результатов их деятельности, а не по статусу, должностному положению.

5. Вложение капитала в фундаментальные исследования и в развитие персонала.

6. Гибкое долгосрочное планирование, провидение экспериментов с новыми идеями

7. Децентрализованное управление, использование разнообразных методов принятия решений, обеспечивающих эффективное включение в этот процесс своих работников.

8. Допущение рискового характера решений, ожидание и активное использование внутренних и внешних возможностей.

9. Свобода в выборе методов выполнения заданий, участие в постановке целей и увлечение выполнением своих обязанностей, отсутствие управления в режиме «пожарной команды».

10. Наличие оригинальных и разноплановых целей, в том числе социального характера.

11. Поощрение многообразия в поведении, подходах к решению проблем, использованию возможностей. Отсутствие жесткого применения предписанных и единообразных подходов, безусловного использования утвержденных процедур.

12. Богатство и многообразие членов организации (сообщество индивидуальностей), способность извлекать пользу из этого богатства.

13. Особый социально-психологический климат, который придает высокое значение творческому потенциалу личности и рассматривает это скорее как норму, чем как исключение.

Все это определяет потребность в структуре, которая способна выявлять и извлекать выгоду из творческого богатства и многообразия. Особенности индивидуального творческого потенциала проявляются в способе работы творческой организации. Организации, которые позволяют своим членам проявлять их творческие способности, ведут себя творчески.

Имеется ряд направлений, по которым индивидуальный и организационный творческий потенциал соединены или взаимосвязаны.

Общий творческий потенциал организации в очень большой степени ограничен объемом, в котором ее члены способны к индивидуальному творческому поведению. Организация может иметь довольно небольшой творческой потенциал. Однако реальная проблема заключается не том, что этот потенциал слишком мал, а в том, что он не развивается и не используется.

Ценность творческого потенциала организации. Творческие способности членов организации имеют тенденцию использоваться в интересах этой организации в объеме, в котором он явно оценен. Чем больше организация демонстрирует служащим, что определенное поведение необходимо и ценится, тем более вероятно, что служащие продемонстрируют это поведение.

Создание творческой структуры системы управления. Стимул к творчеству можно обеспечить непосредственно с помощью создания соответствующей организационной структуры. Творческие организации имеют гибкую адаптивную структуру, которая способствует творческому поведению. Система управления должна стимулировать принятие рисков, выдвижение полезных, оригинальных идей.

Найм на работу или развитие. Любая организация имеет возможность поиска и найма на работу новых членов, которые будут особенно творческими. Это очень полезная стратегия в таких областях, как разработка дизайна изделия, исследование и развитие или маркетинг. Здесь традиционно использовали прием на работу как повышение творческого потенциала организации. Использование этого метода позволяет активизировать выдвижение творческих идей. Даже старые идеи извне могут быть очень творческими и производительными, когда принесены в новую ситуацию. Новые участники организации могут обеспечивать стимул развития и предлагать новые пути деятельности. Это позволит преодолеть сложившуюся в организации рутинную практику решения проблем.

Имеются также препятствия в использовании найма на работу для наращивания творческого потенциала. Они проявляются прежде всего в виде практических ограничений на объем, в котором этот потенциал может использоваться.

Наем на работу наиболее полезен в периоды роста организаций. Наем новых членов организации – дорогостоящее дело. Если увеличение численности персонала организации оправдано ее расширением и ростом, это действительно будет разумной стратегией. Улучшение творческого потенциала организаций в принятии решений позволяет увеличить объем прибыли при ограниченном росте используемых ресурсов.

Наем творческих людей на работу имеет тенденцию подчеркивать их специальный статус. При этом организация рассматривает творческий потенциал как удел немногих, а не большинства, что неверно.

Оценка творческого потенциала. Существует ряд достаточно эффективных методов проверки и оценки имеющегося творческого потенциала. Большинство организаций фактически их не использует. Предпочтение отдается изучению характеристик творческого поведения потенциальных новичков.

Результаты работы, ее производительность часто зависят от возможностей, условий производства. Творческий потенциал специалиста, который работал в «творческой» организации, может быть хорошо оценен, потому что он более творческий и поэтому желательнее, чем кто-то, работавший в нетворческой организации. Организация, желающая улучшить собственный творческий потенциал наймом на работу извне, могла не заметить или недооценить своих собственных служащих, если им не дали возможность реализовать и развить их творческий потенциал.

Наем большего, чем «только» творческого потенциала. Только при очень специфических обстоятельствах наниматели полагают, что творческий потенциал является основным качеством, которое они ищут в новых работниках организации. Обычно оценка потенциала занимает определенное место в перечне требований к работнику. Многие из этих характеристик являются еще более важными. Например, творческий инженер обычно нанимается из претендентов, которые отбираются сначала по их техническим способностям. Маловероятно, что творческий потенциал также будет первостепенным или решающим фактором в большинстве решений по найму на работу специалистов в области финансового анализа, управления персоналом, технологий.

Наем на работу творческих личностей может использоваться для расширения или обогащения общего потенциала организации. Для основной части персонала творчество должно остаться, по существу, деятельностью, выходящей за рамки общепринятого. Это в полной мере удовлетворяет традиционным представлениям о творческой деятельности. В соответствии с такими представлениями непосредственно творческая деятельность выходит за рамки общепринятого; ее выполняют специальные, а иногда особенные люди.

В настоящее время идет переход к признанию того, что творческая деятельность:

· может ожидаться от значительно большей доли служащих,

· является необходимой частью работы по управлению на регулярной основе и в большом объеме.

Это требует изменений в представлении менеджеров, анализа различных подходов обеспечения такого творческого поведения. Суть нового представления заключается в том, что:

1) все члены организации способны к намного более творческой деятельности, чем они это делают в настоящее время;

2) это требует и соответствующего изменения подхода.

Организации могут поощрять и должны развивать творческое поведение своих работников с помощью стратегии творческого управления.

Этот аспект был рассмотрен еще Д. Мак-Грегором. Он назвал «тео­рией X» традиционное представление о поведении работников и соответствующий подход в деятельности менеджера. Обычно работники стремятся уклониться от работы, неохотно принимают ответственность, неинициативны, с недостатком амбиций, эгоцентричны и сопротивляются переменам. В этих условиях задача менеджеров состоит в усилении контроля и наказаний таких работников, обеспечении детальной регламентации деятельности подчиненных.

Д. Мак-Грегор полагает это представление и традиционные подходы управления ошибочными. Он доказывает, что поведение служащих и менеджеров, поддерживающих теорию Х, представляет изученную реакцию на организационные обстоятельства и силы, на систему, которая минимизирует, а не максимизирует человеческий потенциал.

Управление должно принять стиль, который основан на более точном представлении о человеческом потенциале. Д. Мак-Грегор назвал его «теорией Y». В соответствии с этой теорией он полагает следующее.

· Расход физических и умственных усилий в работе так же естественен для человека, как игра или отдых.

· Внешний контроль и угроза наказания – не единственные инструменты мотивации усилий исполнителей для достижения целей организации. При эффективном делегировании полномочий исполнители осуществят самоуправление и самоконтроль в достижении целей и выполнении работ, которые им поручены.

· Участие в постановке целей и определении способов их достижения является инструментом удовлетворения потребностей высших уровней – достижения, признания, самореализации.

· Большинство людей учится при соответствующих условиях не только принимать, но фактически искать ответственность.

· Обычные люди, а не только выдающиеся личности, обладают способностью проявлять относительно высокую степень воображения, изобретательности и творческого потенциала в решении организационных проблем.

· В условиях современной индустриальной жизни интеллектуальный потенциал среднего человека используются только частично.

Управление как творческая деятельность

 

Некоторые ситуации при принятии решений не требуют высокого уровня творческой деятельности ни от ЛПР, ни от их подчиненных. Однако число таких ситуаций уменьшается. Быстрые и глубокие экономические и технологические перемены в отдельных регионах и во всем мире приводят к постоянному усложнению взаимоотношений между бизнесом и обществом. Все это актуализирует потребность в творческом потенциале и новшествах, изменениях традиционного представления об управлении. Важнейшей функцией управления наряду с такими традиционными, как планирование, организация, мотивация и контроль, становится инновативность (креативность) – созидание и использование новшеств, нововведений.

Потребность в росте творческого потенциала и его эффективном использовании теперь широко признается. Знание и идеи, полученные из поведенческих наук, активно используются руководством для поощрения творческого поведения.

Благосклонные стили управления обеспечивают формирование среды, в которой ЛПР выдвигают творческие и оригинальные идеи. Действия по формированию такой среды могут включать ряд шагов:

· Выражение доверия, внимательное выслушивание, оказание поддержки, демонстрация одобрения.

· Установление равноправных отношений в деятельности по выработке идей.

· Оптимизм в оценках результатов творческой деятельности, стремление видеть ценность в том, что предложено, сосредоточиваясь на положительных аспектах идеи.

· Защита уязвимых начал идеи.

· Предположение, что все предлагаемые идеи выдвинуты для достижения целей организации. Поиск доказательств верности идей только на стадии их анализа и оценки.

· Приоритет – новизне подходов, общим чертам, а не деталей, выдвижению и развитию идеи, а не оценке ее реализуемости, осуществимости.

Повышение уровня творческого потенциала исполнителей требует, чтобы менеджеры сами были все более творческими. У подчиненных должно признаваться наличие реальных способностей вносить свой вклад в понимание и решение проблем. Такое признание и причастность сами по себе являются сильными мотиваторами. Творческий потенциал выявляется путем разрешения исполнителям активно вносить свой вклад в достижение высших целей организации. Творческим является менеджер, который распознает ценность человеческих ресурсов и в полной мере использует это в принятии решений.

Развитие творческих и инновационных способностей зависит от существующих в организации систем контроля и вознаграждения, стилей управления, которые поощряют творческие подходы к решению проблем.