Понятия естественного и искусственного интеллектов – области соприкосновения и расхождения

Лекция: История развития искусственного интеллекта

 

Понятие интеллекта происходит от латинских понятий intellego (замечать, понимать, подразумевать) и intellectus (разумение, познание). Со временем интеллект стали отождествлять со всеми возможностями человеческого сознания – умом, рассудком, разумом – вообще, с мыслительными способностями человека. До настоящего времени естественный (природный) интеллект приписывается только человеку. Но это можно делать лишь с крайней осторожностью. Так, зоопсихология приписывает интеллект (наряду с человеком) высшим животным (приматам, дельфинам и др.). Есть работы, посвященные разуму рыб, птиц, насекомых. Просто мы очень мало знаем – не можем же мы (или не хотим) общаться с курами, муравьями, щуками на их "языках". А собственно, почему? Ведь человек – якобы, царь природы. Какой же это царь, который не хочет общаться со своими подданными?!

Признаки естественного интеллекта:

  • способность решать не формализуемые или плохо формализуемые задачи (например, в искусстве или в быту);
  • способность обучаться эффективному решению новых задач (например, благодаря любознательности);
  • способность генерировать информацию (не передавать чужую информацию, а творить, создавать новую);
  • способность психологически адаптироваться (приспосабливаться) к среде в широком диапазоне условий;
  • способность классифицировать явления, события, ситуации, объекты;
  • способность к анализу (дедукции) и синтезу (индукции) как методам познания;
  • чувство юмора как способность находить противоречие в единстве, единство в противоречии и несхожести, как способность генерировать информацию из разнородных элементов.

Согласимся, что в той или иной мере эти признаки проявляются в поведении (и общении) не только человека – обратите внимание хотя бы на домашних животных. Поэтому можно считать (с большой вероятностью), что интеллект – общее свойство биологических систем (у каждой такой системы интеллект присутствует в большей или меньшей степени – в зависимости от степени развития мозга).

Информатика занимается искусственным (машинным) интеллектом кибернетических систем небиологического происхождения. Если в биологических системах естественный интеллект – это великий дар генетики и жизни, то искусственный интеллект машин в настоящее время имеет право на существование лишь постольку, поскольку естественный интеллект людей делегировал (передал, доверил) машинам указанные выше признаки интеллекта. В этом плане не только компьютер, но и экскаватор, водопроводный кран могут обладать элементами искусственного интеллекта. А почему нет? Захотим – сделаем (ведь сделали современную стиральную машину "умной"). В то же время нельзя безусловно отрицать, что уровень искусственного интеллекта будет со временем определяться самими машинами, а не человеком. Чтобы это случилось, должны быть созданы условия для самовоспроизведения "умных машин", способных на основе "искусственной генетики" передавать свой накопленный интеллект потомкам (клонам), которые, в свою очередь, способны умножать интеллект предков за счет самообучения. Сейчас это кажется фантастикой, но мало ли прошлой фантастики стало настоящей реальностью?! На такой оптимистической (для искусственного интеллекта ) ноте мы сталкиваемся с проблемой отличия людей и машин, что может внести элемент пессимизма в наши рассуждения. Как определено в лекции 3, искусственный интеллект предназначен для машинного представления знаний и их использования для машинного же решения творческих задач. Но чтобы чье-то знание, переданное как информация, стало моим, я должен его понять. У человека есть "алгоритм понимания", у машины он пока неизвестен. А без понимания информация не станет знанием как основой сознания (со-знания). Поэтому машинное представление знаний без "алгоритма понимания" может, действительно, остаться фантастикой, по крайней мере, в обозримом будущем.

Далее, решение творческих задач (изобретательство, стихосложение, музыкальное и живописное творчество и др.) требуют чувства (переживания, эмоций, вдохновения, озарения). Создать "Анну Каренину", "Аве Мария", японскую икебану, статую Давида без чувства невозможно. Но машина бесчувственна, бесстрастна. Да, в нее можно заложить правила стихосложения, но разве поэт пишет "по правилам"?! Да, машина выигрывает шахматную партию у гроссмейстера, если последний играет по правилам. При этом машина еще и самообучается, запоминая стиль и методы игры своих соперников. Но машину ставят в тупик неординарные ходы, жертвы фигур и прочие вдохновенные выдумки и озарения шахматных гениев. Так что большой вопрос, сможет ли искусственный интеллект творить в полном смысле понятия естественного творчества.

Наконец, известная на сегодня аппаратная база искусственного интеллекта дискретна по самой информационной природе (см. информационные законы в теме 3), в то время как человеческий интеллект по своей природе континуален (непрерывен): "человек мыслит не числами, а нечеткими понятиями" (Л. Заде). Нюансы, доступные человеческому интеллекту между информационными дискретами компьютера или робота, недоступны ни компьютеру, ни роботу, а заложенные в машины процедуры (функции) сглаживания не меняют сути дискретных процессов. Достаточно увидеть неестественность "телодвижений" робота, чтобы убедиться в этом.

Перечисленные факторы несколько охлаждают оптимистический пыл основоположников и пропагандистов искусственного интеллекта, но не гасят его. Ведь работа продолжается!

Правда, до настоящего времени не все признаки естественного интеллекта, перечисленные выше, в равной степени делегированы искусственному интеллекту. Мы уже говорили о трудностях машинного решения не формализуемых или плохо формализуемых задач творческого характера. Пока не удается реализовать и полноценный "машинный юмор", а без чувства юмора – какой же это интеллект?!