Этапы становления и развития информатики
Становление информатики (в недрах кибернетики) началось с появления теории информации (см. выше) как важной составной части теоретической информатики.
Теория информации в своём изначальном виде включала такие разделы как измерение информации, теорию кодирования, теорию сигнала, иными словами, теоретические основы связи (в соответствии с научными интересами автора – К.Э.Шеннона – специалиста в области связи и шифрования). С появлением компьютеров теоретическая информатика, наряду с теорией информации, включила в свой состав "компьютерно ориентированные" разделы: дискретную и вычислительную математику, вычислительную геометрию, математическую логику (включая многозначную и нечеткую логику), теорию алгоритмов и задач, теорию игр, теорию принятия решений, теорию автоматов и др.
Параллельно с теоретической информатикой развивались и остальные ветви информатики. Четких этапов их развития выделить невозможно – развитие шло непрерывно. Бурно развивались вычислительная техника и программирование (см. лекцию 2), прикладная информатика. Только теория искусственного интеллекта до середины 70-х гг. XX в. не ушла дальше идей, высказанных в 40-50 гг. Н. Винером, У. Маккаллоком (США) и А. Тьюрингом (Великобритания). Но с середины 70-х гг. благодаря усилиям М. Мински (США) и др. (см. лекцию 4) теория искусственного интеллекта стала быстро развиваться и приобретать практические формы (фрейм, семантическая сеть, нейронная сеть).
Современное состояние информатики как фундаментальной дисциплины "информационного общества"
Цивилизованный мир вступает в эпоху т.н. "информационного общества". В этом обществе фундаментальной образовательной дисциплиной должна стать информатика, как в предыдущем "индустриальном обществе" фундаментальными образовательными дисциплинами были физика, химия, математика, биология. Для этого информатика должна охватить все стороны жизни информационного общества. Готова ли она к такой функции, достаточно ли она "фундаментальна"?
Современная информатика (согласно экспертизам, проведенным авторитетными международными организациями) включает 14 основных компьютерных направлений, в каждом из которых 10-15 тематических разделов (всего их около 200). Вот эти направления (по состоянию на 2009 г.):
- алгоритмы и теория сложности;
- архитектура и организация ЭВМ;
- вычислительная математика и численные методы;
- дискретные структуры;
- компьютерная графика и визуализация;
- взаимодействие человека и машины (интерфейс);
- управление информацией ;
- интеллектуальные системы;
- распределенные вычисления;
- операционные системы;
- основы программирования;
- языки программирования;
- программная инженерия;
- социальные и профессиональные вопросы.
А ведь еще есть робототехника, сетевые и связные технологии, организационная техника, изучение которых тоже входит в юрисдикцию информатики.
Всё это обилие необходимых знаний по информатике создает впечатление, что ее современное состояние не позволяет ее изучить, даже если весь срок обучения в вузе посвятить одной информатике. Это позволяет нам утверждать, что информатика – одна из немногих научных дисциплин, требующая, главным образом, самостоятельного изучения, творческого подхода к отбору учебного материала, непрерывного самосовершенствования и самокритичности. Человек, утверждающий, что он отлично знает информатику, не понимает, что говорит.
Научна ли современная информатика? Если приложить к ней критерии рациональной научности (см. лекцию 3 ), то окажется, что информатика удовлетворяет всем критериям научности. Остановимся на одном из них, на наш взгляд, самом важном – существовании объективных законов, специфических для информатики. Есть ли такие законы? Да, есть, и относятся они к феномену информации. Из известных нам законов приведем три закона.
- Любой объект может быть источником информации (информативным объектом), если число его состояний не менее двух.
- Информация имеет явный предел делимости (1 бит) в отличие от материи и энергии.
- Внутренняя информация объекта потенциально бесконечна, внешняя информация (об объекте) всегда конечна.
Примечания.
- Объект, имеющий одно состояние, неинформативен, как неинформативна игра в карты одной масти и одного ранга (например, пиковыми дамами). Количественный минимум информации (1 бит) имеет место при выборе одного из двух состояний.
- Внутренняя информация не преобразуется во внешнюю, как потенциальная энергия в кинетическую. Внутренняя информация частично проявляется во внешней. Если бы внешняя информация была полной копией бесконечной внутренней информации, для передачи внешней информации потребовалось бы бесконечное время, а для ее хранения – бесконечная память, что невозможно.
Кроме этих трех законов, есть и другие информационные законы (закон сохранения информации, закон необходимого разнообразия и др.). С ними можно познакомиться в книге В.Б. Гухмана "Философия информационного подхода." Тверь, 2000 г.
Если информатика приобрела статус фундаментальной дисциплины, то и отношение к ней должно быть соответствующее, как в школе, так и в вузе. К сожалению, в нашей стране информатика еще не стала безусловно обязательной дисциплиной школьного цикла с выпускным экзаменом. Учителей информатики не так уж много (особенно в провинциальной "глубинке"), обычно ее преподают учителя математики и физики, часто по совместительству. В некоторых школах преподавание информатики сводится к знакомству с компьютером (часто имеющимся чуть ли ни в единственном экземпляре) с последующим использованием его для компьютерных игр и/или доступа в Интернет. При поступлении в учебные заведения, не специализирующиеся на информационных системах и технологиях, вступительный экзамен по информатике возможен (как альтернатива экзамену по физике), но не обязателен. Возможно, информатика отпугивает педагогов своей нестабильностью, необходимостью чуть ли не ежегодно (если не чаще) изменять программы и содержание обучения (ведь информатика всё время находится в развитии).
Существенно и то, что в преподавании информатики приходится совмещать теорию с практикой (в равной степени), иметь дело с учащимися, далеко "продвинутыми" в практике общения с информационной техникой, когда не учитель ученику, а наоборот, ученик учителю может подсказать (рассказать) о самых современных методах работы с этой техникой. К такому повороту в педагогике трудно привыкнуть, но такова жизнь в информационном обществе.
В целом же из отношения к информатике пока следует мысль о неготовности нашей страны к переходу в это общество.