Норвегия

 

Если в конце прошлого века 50 предприятий было приватизировано, то 80 продолжало оставаться собственностью государства.1992-1994 – масштабы приватизации небольшие

 

Участие государства в эксплуатации месторождений осуществляется прямым или косвенным способом.

Прямой – через компании, косвенный – выделение государственной доли с помощью механизма State Direct Financial Interest – или Стэдифин (процентный доход государства от непосредственного финансового участия)

 

Государственная компания Петоро – управляет государственной долей во всех нефтяных разработках, контроль процесса сбыта нефти и газа, управляет финансовой системой Стедифин (включая ведение бухгалтерского учета). Не только управляет государственной долей в каждом месторождении нефти и газа, но также выдает лицензию на добычу и право использования норвежских трубопроводов.

 

Процесс сбыта нефти и газа – практически весь идёт через Статойл.

Гасско – компания, которая осуществляет управление трубопроводами.

 

Другой механизм участия государства связан с лицензированием(с 1965 г.) – компаниям выдается лицензия и часть доли государства отчуждается в каждом месторождении, зато государство получает часть дохода.

До 2005 года взимались роялти – регулярные платежи за пользование ресурсом (или другим активом), ежегодный сбор с компании за использование территории и выброс СО2. Распространялось как на норвежские, так и на иностранные компании.

 

Цена нормальная (нормативная) устанавливается на основе оценки состояния рынка и сделках между независимыми участниками торговой сделки, исключая возможность сговора. Используется это в рассчётных целях при начислении налогов на нефтедобывающюю компанию, чтобы избежать уклонения компании от налогов путем занижения собственной прибыли.

«Закон о нефтяной деятельности» - утверждает право государственной собственности на нефтяные запасы на НКШ (норвежском континентальном шельфе). Параллельно, закон допускает передачу права на добычу нефти по лицензии частным либо государственным компаниям.

 

Непосредственно управление нефтяным сектором возложено на Министерство нефти и энергетики Норвегии, в его подчинении находится Нефтяной директорат (основан в 1972 Стортингом – парламентом), который является консультативным органом правительства по вопросам шельфов нефтяной промышленности. С 2004 г из директората выделен спецальный орган, отвечающий за вопросы безопасности нефтяной промышленности.

 

Т.к. добыча нефти и газа является одним из главных доходов страны, на это выделяется много средств – совершенствование технологий.

Период с 1971 – была начата разработка первого (? что-то типа Экофиск) месторождения в Норвегии (с 18% до 46% возросла отдача месторождений, планируют поднять до 50%). Т.е. выросла отдача нефтяных постов и глубина бурения и ввода. Новые технологии (месторождение «Белоснежка»).

 

В 2000 г 30% государственных расходов, около половины экспорта на нефтегаз, примерно ¼ ВВП; но занято в отрасли только 3% населения.

Норвежская система управления финанасовыми ресурсами – большая роль Нефтяного Фонда Норвегии (образован в 1990 г), в 2006 г переименован в Государственный Пенсионный Фонд.

Порядка 3 млн баррелей в день добывается из недр Норвегии. Средства НФН образуются засчёт отчислений части средств, которые получает Норвегия с участия в доходах компаний тер, а часть – засчет превышения реальных цен над прогнозируемыми. Также НФН страхует, в некотором смысле, снижение экономической активности, и средства эти могут быть в перспективе даже использованы для решения экономических проблем, обусловленных старением населения.

 

Основная цель НФН – обеспечить будущим поколением возможность пользоваться богатсвами, связанными с нефтяными ресурсами. НФН – один из сам больших инвесторов в мире, превосходит даже пенсионный фонд США (?) и Швеции.

Куда вкладываются основным образом средства НФН? В иностранные ценные бумаги (60% в акции, остальное – в другие ценные бумаги), бОльшая часть которых – европейские. Недавно создан экологический фонд.

Сейчас НФН разделён на 2 части – Глобальный Пенсионный Фонд и Пенсионный Фонд Норвегии. Первый инвестирует, преимыщественно, за рубеж; второй – в экономику Норвегии. Большая часть – за рубежом.

 

В 2004 г принят этический кодекс политики инвестирования:

1) ориентация на документы ООН и ОЭСР

2) мониторинг уже осуществленных инвестиций (т.е. куда они направились)

3) исключение из списка инвестирования тех компаний, которые наносят вред окружающей среде, замечены в коррупции, нарушают права человека и тд

 

Большей частью капитала НФН управляется Банком Норвегии – остальное передано в управление иностранным институтам (около 60% - США и Канаде, а также Японии, Бразилии, Мексике, ЮАР, Австралии, Новой Зеландии, Сингапуру, Тайланду, Турции, Южной Корее, Тайваню)

 

Приоритеты:

Топливные ресурсы должны использоваться на благо будущих поколений (социальная направленность политики)

Обеспечение наиболее возможного долгосрочного использования ресурсов

Освоение топливных ресурсов под контролем государства происходит в рамках развития других направлений экономической политики т.о., что не приносит им ущерба (чтобы не мешало рыболовству, туризму и т.д.)

Изначально эксплуатация нефтегазовых меторождений проводилась в сотрудничестве с иностранными компаниями, но условия сотрудничества устанавливаются с приоритетом национальных интересов

Растущая часть госдоходов от ТЭФ (?) аккумулируется в нефтяном фонде, который поддерживает стабильность государственных финансов и социальную направленность развития.

 

Ряд показателей экономического развития Норвегии:

ВВП номинальный – 460 млрд $

ВВП по ППС – свыше 270 млрд $

Отраслевая структура ВВП - третичный сектор – 55 %, первичный – 2, 4%, промышленный – около 42%.

По РЧП – на 1ом месте

Экспорт – 173, 5 млрд $, объём импорта – 77 млрд долл. Существенное положительное сальдо.

Export goods petroleum and petroleum products, machinery and equipment, metals, chemicals, ships, fish Main export partners United Kingdom 27%, Germany 12.8%, Netherlands 9%, France 8%, Sweden 10%, United States 4.5% (2008)

Import goods machinery and equipment, chemicals, metals, foodstuffs

Main import partners Sweden 15%, Germany 13.4%, Denmark 6%, China 6.4%, United Kingdom 7%, United States 5.4%, and Netherlands 4.1% (2008)

 

160 млрд за рубеж – прямые инвест за рубеж. Привлечённые – 90 млрд.

 

Расходы на НИОКР велики. Валюта – норвежская крона.

Перспективы в области экономического роста. В 2009 был спад примерно 1%, но на ближайшие годы прогнозируется умеренный рост – на 2011 – 1, 8 %. Безработица очень невелика (не более 3,5% на 2010-11 гг).