Лекция 12. Социальные изменения. Теория развития общества.
Основные вопросы:
1. Концепция эволюционного и революционного развития общества. Теория культурно-исторических типов.
2. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире.
Важнейшей проблемой социологии является проблема социальных изменений и развития их направленности. Социальное изменение – это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое.Изменения присущи всем элементам социальной структуры общества.
Понятие «социальное развитие» конкретизирует понятие «социальное изменение». Социальное развитие – необратимое, направленное изменение социальных систем, общностей, институтов и организаций. Развитие предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему.
Социальное развитие можно уточнить понятиями «социальный прогресс» и «социальный регресс». Социальный прогресс – это особый тип развития общества, при котором общество в целом или отдельные его элементы переходят на более высокую ступень, стадию зрелости.Соответственно, социальный регресс означает движение социальных систем по нисходящей линии.
Прогресс рассматривается как синоним развития. Если сумма позитивных изменений общества превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе общества. Если наоборот, то имеет место регресс. В законе «технологической эволюции» выделяют следующие стадии прогресса: палеолит, неолит, медный век, бронзовый век, железный век и машинное производство.
Понятие социальный прогресс применяют для оценки направленности общественного развития. Социальным прогрессом называется глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческого общества от низших ступеней к высшим.
Большинство социологов считают, что, несмотря на упадки, разрушительные моменты общество в целом развивается по восходящей линии, а явления регресса могут принадлежать отдельным государствам, цивилизациям и формациям.
Различают постепенный (или реформистский) и скачкообразный (или революционный) виды социального прогресса.
Реформы и революцииразличаются масштабом, субъектом реализации и своей исторической значимостью.
Субъектом социальных реформ выступают правящие слои общества.
Реформы называют социальными, если они касаются преобразований сфер общественной жизни, связанных непосредственно с людьми, их уровнем и образом жизни, доступом к социальным благам.
Примером таких реформ были столыпинская, хрущевская реформы.
Реформы, как правило, задумываются правящей элитой как одиночный акт или серия последовательных действий. Обычно они начинаются с издания какого-нибудь законодательного акта.
Если реформы носят значительный характер, они могут перерасти в революции.
Революция – это комплексное изменение всех сторон общественной жизни, преобразующее основы существующего строя. Субъектами социальных революций являются широкие народные массы. Революции носят скачкообразный характер перехода общества из одного состояния в другое.
Самой величайшей и длительной революцией в истории считается неолитическая революция,связанная с приручением животных и окультуриванием растений. Распространение земледелия считается вторым после искусства добывания огня величайшим достижением человечества. Неолитическая революция породила классовое общество. Примеры глобальных революций приведших к коренному изменению технологий: аграрная, индустриальная, информационная. В середине ХХ в. произошла «сексуальная революция» принесшая радикальную ломку норм и запретов в сфере сексуальных отношений.
Т. Парсонс писал о трех революциях в современном обществе: промышленной, демократической и образовательной.
Одним из инструментов движения общества по пути прогресса социологами сегодня признается модернизация. Термин «модернизация» относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к одному его этапу - современному. Модернизация, в переводе с английского, означает осовременивание. Поскольку современный период начинается с момента зарождения и расцвета капитализма, то и модернизация связывается с распространением капитализма. Модернизация – это революционный переход к индустриальному, капиталистическому обществу осуществляемый путем коренных реформ.
Выделяют два вида модернизации: органическую и неорганическую.
Органическая модернизацияявляется моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующего развития. Это естественный процесс перехода от феодализма к капитализму. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры. Она была характерна для Англии, СЩА, Франции.
Неорганическая модернизация происходит как ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ «догоняющего» развития предпринимаемый правящими кругами страны с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Совершается путем заимствования зарубежного опыта, техники и технологий, приглашения специалистов.
Примерами политики модернизации является деятельность правящих кругов России, Германии, Японии. У нас это: петровские реформы, сталинская индустриализация, горбачевские реформы.
Органическая модернизация идет «снизу», естественным путем, и обычно приводит к успеху. Неорганическая модернизация начинается «сверху» и приводит к успеху при поддержке широких народных масс.
Для придания обществу устойчивости, восстановления власть может использовать процессы стабилизации.
2. Концепция эволюционного и революционного развития общества. Теория культурно-исторических типов.
Социологи рассматривают общество как изменяющуюся систему. Социальные изменения – весь комплекс преобразований, происходящих во всех сферах общественной жизни. Однако при характеристике изменений образуются два течения: эволюционизм и революционизм.
Социальный эволюционизм рассматривает исторический процесс как часть общего процесса эволюции Космоса. То есть изменения в обществе имеют направленный линейный характер. По мнению Г.Спенсера основой социального эволюционизма является дифференциация, то есть специализация, разделение функций между частями общества. Эволюция системы состоит в повышении и усложнении ее организации. Спенсер заложил основные идеи эволюционизма: существования исторических стадий человеческого общества, развития от простого к дифференцированному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от ручного труда к машинному.
В рамках социального эволюционизма возник ряд теорий, отражающих поступательное развитие общества. Известна теория Ф.Тённиса, основанная на социальной взаимосвязи и разделяющая традиционное и современное общество.
В русле эволюционизма сформировалась и теория стадий роста У.Ростоу, где описывается переход от аграрного «традиционного» общества к современному «индустриальному», как прохождение 5 важнейших стадий.
Первая стадия – традиционное общество, основу которого составляет примитивное сельскохозяйственное производство.
Вторая стадия – переходное общество, рост производительности сельского хозяйства, образование государства.
Третья стадия – период «промышленной революции».
Четвертая стадия – «путь к зрелости» – формирование индустриального общества, бурное развитие промышленности, рост городов.
Пятая стадия – индустриальное общество – развитой системой разделения труда, массовым производством товаров, механизацией и автоматизацией производства, научно-технической революцией.
Популярная в 60-х гг. ХХ в. теория индустриального общества в 70-х гг. получает развитие в теории «постиндустриального общества», разработанной Д.Беллом, З.Бжезинским, А.Тоффлером («Третья волна»). По ней общество в своем развитии проходит три стадии: 1) доиндустриальную (аграрную), 2) индустриальную, 3) постиндустриальную (технотронную или сверхиндустриальную). На первой стадии преобладает сельское хозяйство, на второй – промышленность, на третей – информатика и сфера услуг. На первой стадии главная цель – власть, на второй – деньги, на третьей – знание.
Признаками постиндустирального общества являются безлюдные суперцеха, роботизированные производства, гигантские супермаркеты, космические станции. По Р. Инглегарту развиваются постматериалистические ориентации.
Данные теории находятся в рамках социального эволюционизма, но наряду с ними широкое хождение имеет теория революционного преобразования общества Маркса и Энгельса. Марксизм основывается на формационном подходе к истории. По Марксу человечество в своем развитии происходит пять основных стадий (формаций): первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Переход от одной формации к другой осуществляется в результате социальной революции. Экономической основой революции является конфликт между ростом производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Первым актом социальной революции является завоевание политической власти. Победивший класс, используя власть, преобразует все сферы общественной жизни. По Марксу революции ускоряют развитие общества, являются «локомотивами истории».
Эволюционистские и революционистские теории общества основываются на идее общественного прогресса, на переходе от низшего к высшему. Критериями прогресса являются усложнение социальной организации, изменения социальных связей, характера производства и потребления, степень овладения общества стихийными силами природы, степенью освобождения людей.
Наряду с эволюционистскими и революционистскими теориями существую теории отрицающие возможность прогрессивного развития. Это теории цивилизаций или культурно-исторических типов. В них делается акцент на многолинейности развития общества и культуры, выделяются определенные типы систем, подчеркивается их своеобразие, а иногда выдвигается идея замкнутости, локальности культур и цивилизаций.
О содержании понятия «цивилизация» ученые еще продолжают спорить. Обычно цивилизация понимается в двух значениях.
В первом случае цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшую на смену «варварству», иначе говоря, знаменует высший этап развития человечества.
Во втором случае цивилизация связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например, восточную и западную цивилизации.
Если исходить из первого понимания, то у дописьменных народов есть культура и общество, но нет цивилизации. То есть за всю историю существования человечество жило в условиях цивилизации не более 2% времени.
Линейная, европоцентристская концепция исторического развития не давала удовлетворительного объяснения развитию Востока, России. На это отвечает теория культурно-исторических типов. Ее основоположником был русский ученый Н.Я.Данилевский. Он разделял все народы на «исторические» и «неисторические». Неисторические народы – это тупиковые ветви в развитии общества, они не сформировали культурно-исторических типов. Исторические народы сформировали 13 культурно-исторических типов или цивилизаций: египетский, китайский, романо-германский, русско-славянский и т.д. Эти типы отличаются сочетанием четырех элементов: религиозного, культурного, политического и общественно-экономического.
По Данилевскому, каждый тип проходит в своем развитии четыре фазы: первый период - «бессознательный», народы еще не вышли на историческую арену, второй – период государственного становления, формирования социальных институтов; третий период – время расцвета, четвертый – упадка.
В западной социологии сторонниками теории культурно-исторических типов были немец О.Шпенглер и англичанин А.Тойнби.
Шпенглер выделяет восемь культурно-исторических типов. При этом вводится резкое противопоставление между культурой и цивилизацией. Первый, восходящий этап в развитии культурно-исторического типа называется культурой. Второй этап – цивилизация, характеризуется «окостенением» творческих начал культуры и ее распадом.
Тойнби называл культурно-исторические типы цивилизациями и выделял шесть основных типов цивилизаций.
1. Первичные, обособленные (египетская, андская).
2. Первичные, необособленные (шумерская, минойская, индская, шаньская, майя).
3. Вторичные, дочерние (вавилонская от шумерской, хеттская от шумерской, эллинистическая от минойской, сирийская от минойской, древнеиндийская от индской, древнекитайская от шаньской, юкатанская от майя, мексиканская от майя).
4. Третичные, дочерние цивилизации (православно-христианская, русская, западная, арабо-мусульманская, дальневосточно-японская).
5. Застывшие цивилизации (эскимосская, кочевая, османская, спартанская).
6. Неразвившиеся цивилизации (дальневосточно-христианская, дальнезападно-христианская).
Причиной развития цивилизаций по Тойнби является «вызов» брошенный цивилизации извне.
Своеобразную концепцию культурно-исторических типов разработал П.Сорокин. Он называл их социокультурными суперсистемами, в их основе лежит мировоззрение. Причины изменений, по Сорокину, лежат внутри суперсистем.
Можно подчеркнуть, что цивилизационный подход акцентирует внимание на социокультурных фактах, а формационный – на экономических.