Спроса, Стимулы для потребителя
Стратегия обслуживания массового
Главное достоинство стандартных товаров состоит в возможности организовать их эффективное производство, при этом их потребительская ценность обычно невысока.
Лишь в порядке исключения стандартный продукт бывает оптимальным. Чаще же он вызывает раздражение несоответствием своих свойств условиям реального использования.
Вместе с тем привлечение массового потребителя, составляет для производителя стандартных товаров жизненно важную необходимость. Ни для кого так не страшна недогрузка мощностей, как для крупного предприятия-виолента. Огромные производственные и сбытовые мощности, щедрые расходы на науку и технику – основа его могущества. Но они же угрожают разорить фирму в случае серьезного снижения производства.
Решение проблемы загрузки мощностей состоит в том, чтобы «подкупить» потребителя, заставить его забыть о возможных недостатках стандартного товара.
К числу стимулов для потребителя относятся:
1) низкие цены – опираясь на низкие издержки, крупноепредприятие может установить привлекательные цены.
2) улучшение качества и сервиса. Средства, которые крупное предприятие тратит на удешевление товара, оно может израсходовать на повышение качества или улучшение сервиса при прежней цене.
3) полнота ассортимента – виоленты должны предлагать полный ассортиментный набор наиболее популярных разновидностей товара.
Но следует помнить, что и качество, и сервис, и широкий ассортимент требуют дополнительных затрат. Стремясь их улучшить, виолент не должен переходить известных границ, а именно: цена предлагаемого товара не должна стать слишком высокой для массового потребителя.
В результате всех усилий виолента возникает очень интересный экономический механизм. Покупатель приобретает товар, обладающий совсем не теми свойствами, которые ему нужны. Но делает это совершенно добровольно, привлеченный мощными стимулами, которые создал для него крупный производитель.
Фирма- гигант всегда стремится к получению сверхприбылей и успешно достигает этой эгоистической цели. Но добивается своего не путем грубого силового давления на рынок, а через максимальный учет запросов массового потребителя.
4.3 Эволюционный путь виолента
Возникновение виолента возможно только на базе крупномасштабных инвестиций.
А. Чендлер показал, что для достижения успеха на рынке крупная корпорация должна осуществить взаимосвязанные инвестиции в трех направлениях:
1) создание крупного производства;
2) создание общенациональной (а затем и интернациональной) сбытовой и маркетинговой сети;
3) создание дееспособного управленческого аппарата.
Важность формирования маркетингово-сбытовой сети диктуется в первую очередь проблемой загрузки производственных мощностей, т.е. одной из центральных проблем виолентной стратегии.
Не меньшее значение имеют инвестиции в создание управленческого аппарата. Крупная компания, где эти задачи ложатся на сотни, если не на тысячи разных людей, постоянно стоит перед угрозой потери управляемости. Поэтому она остро нуждается в создании эффективно действующей иерархии менеджеров. И должна вложить в эту сферу крупные инвестиции, которые обеспечат материальную и моральную мотивацию менеджеров, их подготовку, внутрифирменный обмен информацией и многое другое.
Компания, которой удается первой в своей отрасли решить все три инвестиционные задачи, надолго приобретает «преимущество первого хода» в борьбе с конкурентами.
«Не изобретения новых технологий меняют мир, а инвестиции в их широкое использование», – пишет А. Чендлер.
Вслед за масштабными инвестициями в три важнейших сферы, собственно и превращающими компанию ввиолента, обычно следует этап быстрого роста. Именно на этой стадии виолент приобретает черты того типа крупных фирм, которые называются «гордыми львами». Обычно это фирмы с четким производственным профилем и мало диверсифицированные. Но в выпуске «своего» массового товара «львы» относятся к числу технологических лидеров.
Именно на стадии «гордого льва» виоленты создают у себя мощнейшие научно-исследовательские структуры, которые в дальнейшем не исчезают, какие бы перемены не испытывала корпорация. Крупные расходы на НИОКР – неотъемлемая черта виолентов всех разновидностей.
2-ая стадия – Активная эволюция крупной фирмы, однако, обычно заканчивается не состоянием «гордого льва», а позицией «могучего слона». Компании этого типа утрачивают былой динамизм, обретая взамен повышенную стабильность. Поэтому в состоянии «слона» компания может пребывать многие десятилетия. Устойчивость обеспечивается преимущественно тремя факторами: большими размерами, диверсификацией и наличием широкой международной сети филиалов.
В условиях жесткой конкуренции трудно непрерывно быть первым в выпуске новых товаров.
Часто виоленты вполне сознательно избегают чести быть первыми – риск первопроходца всегда велик, а крупное производство не прощает ошибок – слишком велики затраты. Поэтому ведущие корпорации пускают в ход свои возможности, лишь когда успех уже наметится, и нередко при этом оттесняют компанию-новатора.
Возник даже специальный термин – тактика «ловкого второго».
Суть этой тактики состоит в том, что фирме совсем не обязательно быть первой, чтобы получить от нововведения наибольшую выгоду. «Следование за лидером в технологии должно быть сознательной и активной стратегией, приняв которую фирма делает твердый выбор уступить первенство в деле инновации».
В фирме должны быть созданы специальные структуры, следящие за чужими достижениями, обеспечивающие быстрое создание аналогов, по возможности превосходящих оригинал, и т.д. Общая цель следования за лидером – снижение риска и уменьшение издержек на НИОКР за счет замены свободного поиска подражанием проверенным образцам.
3-яя стадия – Закат виолента связан с состоянием «неповоротливого бегемота». Сохраняя гигантский оборот, корпораций постепенно утрачивает способность добиваться соразмерной прибыли, а то и начинает терпеть убытки. Причины такого развития событий обычно бывают связаны с:
1) стратегическими ошибками фирмы, выражающимися в распылении активности по слишком широкому кругу направлений (излишняя диверсификация), и/или
2) общим упадком отрасли, приводящим к омертвлению значительной части капитала в утративших перспективы производствах.
Решением проблемы могут быть дезинвестиции, то есть избавление от избыточных производств и поиск резервов для снижения издержек.
4.4 Стратегическое ядро фирмы. Матрица Хинтерхубера «Конкурентоспособность/ Значение производства»
Для компаний всех типов, но в особенности для патиентов и виолентов, принципиальное значение имеет достижение преимущества над конкурентами в сфере основного бизнеса (так называемого стратегического ядра) фирмы.
В состав стратегического ядра включают:
ü производства, на которые приходится наибольшая часть оборота фирмы;
ü производства, с которыми фирма связывает свое будущее;
ü производства, определяющие имидж фирмы (те продукты, которые сыграли особую роль в истории фирмы, с которыми большинство клиентов отождествляют ее, которые являются предметом гордости коллектива компании и т.п.).
Сильное стратегическое ядро имеют те фирмы, у которых оно совпадает с так называемым ядром компетентности (сумма умений, знаний, технологий и т.п., которые обеспечивают конкурентные преимущества данной фирмы по сравнению с другими).
Для оценки состояния стратегического ядра компании и выработки рекомендаций по его усилению используется матрица X. Хинтерхубера «конкурентоспособность/значение производства».
Значение производства | Сравнительная конкурентоспособность | ||
низкая | средняя | высокая | |
высокое | 1 Финансовое участие, захват | 2 Стратегический союз | 3 Ядро компетенции |
среднее | 4 Стратегический союз | 5 Стратегический союз | 6 Ядро компетенции |
низкое | 7 Дезинвестиции, внешние закупки | 8 Дезинвестиции, внешние закупки | 9 Поиск новых рынков |
Рисунок 4.2 – Матрица X. Хинтерхубера «конкурентоспособность/значение производства»
В идеале все 100 % производства товаров и/или услуг фирмой должны сосредотачиваться в рамках 3 и 6 полей матрицы. То есть, все производства, которые имеют для фирмы высокое или хотя бы среднее значение, должны отличаться высокой конкурентоспособностью по сравнению с другими компаниями. Другими словами, они должны входить в ядро компетенции нашей фирмы.
В реальности так, конечно, не бывает: трудно опережать конкурентов абсолютно во всем, что ты делаешь. Естественно, что по отношению к производствам, которые все же удовлетворяют этому требованию, может быть лишь одна рекомендация — их надо всемерно поддерживать и укреплять. Необходимые ресурсы им следует выделять в первую очередь, даже в ущерб другим подразделениям компании.
Если конкурентоспособность велика, а значение производства для деятельности фирмы мало (поле 9) — это верный показатель недоиспользования созданных фирмой технологических (или иных) преимуществ. Нужно выходить на новые группы клиентов, искать новые рынки сбыта, где потенциал раскроется в полной мере. Когда в этом деле наметится успех, занятое соответствующим производством подразделение войдет в ядро компетенции фирмы.
Поля 7 и 8 занимают маловажные производства, обладающие к тому же невысокой конкурентоспособностью. Почти наверняка их создание было ошибкой. Стоит обдумать возможности дезинвестиций (закрытия или продажи соответствующих подразделений). Если продукция ликвидируемых производств все же нужна фирме, то ее надо начать закупать на стороне.
Поле 1 соответствует важному подразделению фирмы, которое сильно отстало по сравнению с конкурентами. Если такому производству действительно отводится большое значение в стратегических планах компании, то исправить дело могут лишь экстренные меры, скажем захват (покупка) компании с сильными конкурентными позициями в соответствующей сфере и включение ее в данное подразделение.
Наконец, поля 2,4 и 5 указывают на некоторое отставание по сравнению с конкурентами в довольно важных для фирмы сферах деятельности. Здесь уместно стратегическое партнерство с более продвинутыми конкурентами : покупка патентов и ноу-хау, производство по лицензии и т. д.