Вопрос Подходы к определению конкурентоспособности
ТЕМА 2. Конкурентоспособность и методы ее достижения
Конкурентоспособность Т – степень его привлекательности для совершающих реальную покупку потребителей.
Потребительская ценность – максимальная цена, которую покупатель способен заплатить за данный Т.
Запас конкурентоспособности Т – разница между потребительской ценностью Т и той ценой, за которую он был реально куплен. Для потребителя представляет собой неоплаченную доставшуюся ему даром долю потребительской ценности, а для продавца/поставщика является мерой конкурентоспособности и его Т.
Принцип компенсации для Т – это закономерность, состоящая в том, что стремление придать Т наилучшие характеристики в одних отношениях заставляет в какой-то мере пожертвовать другими отношениями.
Принцип компенсации для фирм - это закономерность, заключающаяся в том, что приспособление фирм к обслуживанию определенных рыночных сегментов происходит как правило ценой утраты других рыночных сегментов или ценой уменьшения возможности добиваться успеха.
Рассматривая конкурентоспособность Т, можно выделить 2 важнейшие особенности:
1)Конкурентоспособность связана не с отличительными характеристиками, а с его возможностью удовлетворять неосознанную потребительскую ценность, т.е. его привлекательностью для совершающей покупки клиентом. В этой сфере проявляется суверенитет потребителя. Последнее слово за ним, даже если объективно он не прав.
2)Не следует ставить знак равенства между массовостью продаж и сильной конкурентоспособностью Т:
- Не устраивающие клиентов, а следовательно неконкурентоспособные продукты могут активно продаваться в условиях дефицита или при отсутствии выбора
- Вполне конкурентоспособные продукты могут быть ориентированы на узкие слои потребителя
Основные принципы оценки конкурентоспособности:
1.Принцип противоположности, целей и средств субъектов рынка – цели обоих субъектов рыночных отношений взаимосвязаны и противоположны. Для производителя важны параметры, влияющие на уровень затрат, а для потребителя параметры, определяющие потребительскую ценность продукции.
2.Принцип учета особеннотей различных сегментов рынка – потребители на рынке по-разному реагируют даже на один и тот же товар. Т.о. конкурентоспособность продукции на разных сегментах потребительского рынка будет отличаться. Необходимо осуществлять правильную сегментацию потребителей.
3.Принцип квазистабильности рыночной конъюнктуры («квази» - мнимый) – при неизменных качественных и стоимостных характеристиках продукции ее конкурентоспособность может меняться в широком диапазоне за непродолжительные периоды времени. На ее изменения влияют мода, привычки, структура расходов потребителей, инструменты государственного регулирования Э (квоты, ГОСТы, лимиты…).
4.Принцип имущественно-рационального поведения субъектов рынка. Поведение обоих субъектов рыночных отношений можно охарактеризовать как серию взаимосвязанных действий с заранее определенной целью. Каждый производитель стремится использовать все резервы для получения максимальной отдачи имеющихся у него ресурсов. Каждый потребитель стремится получить за свои деньги максимум с позиции количества и качества Т. большую часть потребительского пространства можно охарактеризовать рациональным спросом. Но существует и нерациональный способ, наиболее значительная часть которого описывается внешними эффектами:
1)Эффект присоединения к большинству подразумевает увеличение спроса на Т из-за того, что его покупают другие члены данной группы потребителей
2)Эффект сноба характеризуется нежеланием некоторых потребителей придерживаться той же шкалы показателей качества, что и большинством членов данной группы
3)Эффект Веблена характеризуется придерживаться той же ценовой шкалы
Существует также спекулятивный спрос, цель которого не потребление Т, а сохранение или увеличение богатства в будущем.