Вопрос Рынок и рыночные ниши

В зависимости от того позиции какой из сторон сделки являются более сильными выделяют рынок продавца и рынок покупателя. В настоящее время большинство рынков являются рынками покупателей, что означает их насыщение и даже перенасыщение Т и У. Продавцы борются между собой за покупателя. Последние активно используют свою свободу выбора между ними.

Для каждой фирмы следует различать фундаментальную и реализованную нишу. Фундаментальная рыночная ниша определяется отраслью, в которой действует фирма, ассортиментов выпускаемых ею Т, их качественными характеристиками, т.е. задается производственными функциями фирмы. Нередко рыночный сегмент может быть связан с уникальной ресурсной базой (например, знаменитые винодельческие фирмы). Но не все сегменты рынка, входящие в фундаментальную нишу, фирме удается закрепить за собой, поэтому выделяют понятие реализованной ниши. От того какая часть фундаментальной ниши войдет в состав реализованной ниши во многом зависит судьба фирмы. При этом наиболее часто встречаются следующие варианты:

1)

 
 


Б АА А

 

Фундаментальная ниша фирмы совпадает на незначительном участке. При этом на спорном участке побеждает фирма А. При этом обе фирмы продолжают свое существование.

 
 


2)АА А

 

 

Б

Фундаментальная ниша фирм совпадает значительно. На спорном участке побеждает фирма А. При этом оставшийся участок, реализованный фирмой Б, может оказаться недостаточной для продолжения ее существования.

3)Ни одной из фирм не удается достичь успеха на спорном участке. Это истощает обе компании. И в долгосрочном плане ведет к усилению сегментации рынка.