Вопрос Фирма как основной субъект конкуренции

Вопрос Фирма как основной субъект конкуренции

Вопрос Конкуренция как системообразующий элемент рыночной Э

Рыночная Э по своей сущности индивидуалистическая:

1)Господство частной собственности – большей частью национального богатства владеют, пользуются и распоряжаются частные лица, а не общество в целом.

2)Свобода предпринимательства дает индивидуумам право распоряжаться ресурсами и организовывать производство по своему усмотрению

3)Обладает суверенитетом и потребитель. Его поведение на рынке определяется исключительно его желаниями и платежеспособностью, оно не ограничено нормами потребления

4)Приоритет личного интереса означает, что каждая экономическая единица делает только то, что её выгодно, при этом общественные потребности могут длительное время игнорироваться.

5)Ограниченная роль государства означает, что общество в целом признает широкие экономические свободы личности, считает их оправданным и не стремиться подчинить своему контролю.

 

Индивидуализм в рыночной Э лежит в основе одновременно сильных и слабых ее сторон. Сильные стороны:

- На базе индивидуализма развивается инициатива и предприимчивость частных лиц

- Закладывается база гибкости Э и энергичного НТП

Слабые стороны:

- Ничем не сдерживаемые корыстные интересы частных лиц, способны подорвать нормальных ход функционирования Э, а значит и базу для собственного существования

Основным препятствием на пути к неблагоприятному развитию событий лежит конкуренция.

Важнейшей предпосылкой существования конкуренции является разделение экономической власти. Т.е. на рынке в большинстве случаев действует множество фирм и частных лиц. Потребитель стремиться выбрать лучшее. Конкуренция служит дополнением и противовесов индивидуализма в рыночной Э.

Важнейшие характеристики:

Ø Селективность – от сокращения спроса на Т фирмы страдают. Наибольшие трудности испытывают неэффективные предприятия, производители некачественной продукции. Сильные же фирмы могут даже в трудное время процветать.

Ø Гибкость – заключается в мгновенной реакции рынка на любые изменения рыночной конъюнктуры. Тот самый момент, когда произошли перемены, в наилучшем положении оказываются фирмы, которые к ним больше всего приспособлены.

 

Функции фирмы:

1)Концентрация и использование ресурсов – фирма осуществляет соединение и использование основных факторов производства в рыночной Э. Фирме необходимо получить в свое распоряжение ресурсы, добившись при этом, чтоб по своим качественным и стоимостным характеристикам они были пригодны для производства конкурентоспособной продукции.

2)Организация производства – к этой функции относят выбор технологий, создание стимулов к труду, сам производственный процесс, контроль качества и т.д. тем или иным образом, организуя производство, фирма находит свой способ удовлетворения объективных требований рынка.

3)Сбытовая деятельность – готовая продукция должна быть доведена до потребителя. При этом необходимо также стимулировать реализацию продукции, для чего используется широкий спектр маркетинговых и рекламных приёмов. Кроме того, через сбытовую сеть фирма получает информацию о том, как ее продукцию принимает рынок.

4)Получение прибыли и несение рисков – прибыль - цель деятельности фирмы. При этом важно, что она служит источником финансирования И, без которых невозможно развитие ни фирмы, ни Э в целом. Риски – неотъемлемый элемент рыночной Э, где ни что не может быть запланировано с абсолютной точностью.

5)Накопление опыта – фирмы являются самообучающимися системами. Успехи и неудачи тщательно анализируются, чтобы наращивать преимущества и устранять недостатки.

Дополнение к каждой функции возможно разными способами. Соответственно велико число рыночных стратегий в поведении фирмы.

 

Циклы жизни фирм:

Компания, выбрав правильную линию поведения, может достаточно быстро пройти путь от малого бизнеса до крупного. Отправной точкой развития практически любой фирмы служит состояние КОММУТАНТ(соединители).

Если компания окажется гибкой, она достаточно быстро увеличится в размерах и накопит К. Но здесь ее поджидает 1-я опасность. Механическое увеличение размера без соответствующего изменения стратегии ведет к краху, т.к. на рынке господствуют крупные корпорации, и они не потерпят конкурентов. Чтоб выжить и продолжить развитие малой фирме нужно вовремя превратиться в специализированную компанию (ПАТИЕНТА– уникальная спецификация – рынок приборов измерения глазного давления – либо концентрироваться на производстве очень качественной и дорогой косметики небольшими партиями). Если фирма научиться делать что-либо существенно лучше других, ей уже не будут страшны конкуренты.

Компания растет, укрепляется, занимает все большую часть рыночного сегмента. Здесь ее поджидает 2-я опасность – ограниченный размер избранной рыночной ниши. Чтобы продолжить развитие и перейти к массовому производству, необходимо вторгнуться в сферу крупного бизнеса (КОМПАНИИ ВИОЛЕНТ – массовое производство стандартных товаров среднего по качеству и цене – компания Bosh). Данный переход к массовому производству оканчивается благополучно, если избранная специализация оказалась перспективной.

Второй вариант перехода к ВИОЛЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ более рискованный, т.к. связан с прорывным НТП, но занятая такой деятельностью компания ЭКСПЛЕРЕНТможет достаточно быстро превратиться в крупную корпорацию на волне динамично растущего спроса на новый Т (компания IBM на волне спроса стали крупнейшей корпорацией, когда предложила предприятиям вычислительные машины, а не только военным объектам).