Закономерности и принципы воспитания.

Закономерности воспитания — это адекватное отражение объективной действительности, воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах (П.И.Пидкасистый). Иногда закономерности воспитания называют «педагогическими аксиомами», то есть утверждениями, не требующимидоказательств, а всегда объективно проявляющимися в воспитательномпроцессе. Примеры закономерностей воспитания:

1)зависимость воспитания от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества, состояния его духовности;

2) единство и взаимосвязь воспитания и развития личности, имеющих свои особенности на разных возрастных ступенях; 3) закономерная связь между воспитательным воздействием и активной деятельностью воспитанника;

4)наличие внешних и внутренних противоречий в процессе воспитания;

5)нормальное развитие ребёнка происходит при условии положительного эмоционального фона воспитания.

Знание закономерностей воспитания позволяет сформулировать основные принципы воспитания. Принцип воспитания— это основополагающее правило, которым необходимо руководствоваться в воспитательной деятельности, чтобы обеспечить её успех.

В педагогической литературе существуют разные классификациипринципов воспитания. Приведём некоторые из них.

П.И.Пидкасистый предлагает следующий состав принципов воспитания:

1)ориентация на ценностные отношения; 2) принцип субъектности воспитания; 3) принятие ребёнка как данность.

И.П.Подласый выделяет такие принципы воспитания: 1) общественная направленность воспитания; 2) связь воспитания с жизнью и трудом; 3) опора на положительное в воспитании; 4) гуманизация воспитания; 5) личностный подход в воспитании; 6) единство воспитательных воздействий.

Коллектив авторов: В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова - в книге «Воспитание? Воспитание... Воспитание!» указывают на 4 главных принципа воспитания: 1) принцип дополнительности в воспитании; 2) принцип природосообразности воспитания; 3) принцип культуросообразности воспитания; 4) принцип центрации воспитания на развитии личности.

В учебнике по педагогике (авторы — В.А.Сластёнин и др.) выделяются 8 принципов воспитания: 1) ориентация воспитания на развитие личности; 2) принцип непрерывного общего и профессионального развития личности; 3) учёт культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой; 4) принцип деятельностного подхода; 5) принцип личностного подхода (или персонализация педагогического взаимодействия); 6) принцип диалогического подхода; 7) индивидуально-творческий подход; 8) принцип профессионально-этической взаимоответственности.