Противоречия как движущие силы воспитательного процесса.

По Б.Т.Лихачёву, движущие силы педагогического процесса — это противоречия между устаревающими педагогическими представлениями, концепциями, практикой формирования личности, с одной стороны, и новыми, усложняющимися, требованиями жизни к растущему человеку. Различают следующие противоречия:

а) внешние противоречия: социально-экономические, духовно-нравственные, культурные, бытовые;

б) внутренние противоречия, то есть собственно педагогические, отражающие диалектику самого педагогического процесса: это постоянно возникающее несоответствие между активно-деятельной природной сущностью ребёнка и его жизненными условиями.

По И.П.Подласому, движущие силы процесса воспитания — это также совокупность внешних и внутренних противоречий, например, противоречия между приобретаемыми знаниями, умениями и навыками и опытом поведения, с одной стороны, и новыми потребностями и возможностями и способами их удовлетворения, с другой стороны.

4. Признаки воспитания. Критерии воспитанности.В учебниках по педагогике разные авторы выделяют разный состав признаков воспитания. Нам представляется целесообразным выделить 4 основных:

1) целесообразность, то есть наличие (в качестве цели) образца как социально-культурного ориентира;

2) культуросообразность, то есть соответствие процесса воспитания социально-культурным ценностям как высшим достижениям исторического развития человечества;

3) системность, то есть присутствие определённой системы организуемых влияний, их взаимозависимость;

4) креативность, то есть нацеленность на творческое, инновационное, нестандартное развитие личности.

В процессе воспитания большое значение имеют критерии воспитанности ребёнка. Воспитанность — это степень соответствия личностного развития ребёнка поставленной педагогами цели, где цель выступает некоторым общим мерилом, позволяющим судить о степени педагогического успеха (П.И.Пидкасистый). Если поведение ребёнка отвечает принципу Добра, если развит его интеллект и он способен признать объективную Истину, если ребёнок воспринимает Красоту и созидает её, то мы вправе говорить о воспитанности ребёнка, позволяющей ему жить в контексте современной культуры. Среди показателей воспитанности, которые доступны наблюдению педагога, П.И.Пидкасистый называет следующие: внешний вид, мимический и пластический образ, речь и мышление, поведение и дисциплина, реакции на социальные явления, ответственность и активность, система отношений с окружающими людьми, качественность предметной деятельности, включая степень креативности, идеалы. От себя добавим: степень свободы в деятельности, уровень подготовленности к самовоспитанию, а главное — духовность личности.