Часть 1. Тест.
Список литературы
Макроэкономические модели в прогнозировании. Факторный, лаговый и структурный аспекты сбалансированности экономики.
Экономико-математические модели в прогнозировании широко используются при составлении социально-экономических прогнозов на макроэкономическом уровне. К таким моделям относятся:
однофакторные и многофакторные модели экономического роста;
модели распределения общественного продукта (ВВП, ВНП, НД);
структурные модели;
межотраслевые модели;
модели воспроизводства основных фондов;
модели движения инвестиционных потоков;
модели уровня жизни и структуры потребления;
модели распределения заработной платы и доходов и др.
При использовании этих моделей необходимо учитывать воздействие факторного, лагового и структурного аспектов сбалансированности экономики и их синтеза на основе принципа оптимальности.
Факторный аспект сбалансированности экономики основывается на взаимосвязи между объемом выпуска продукции и затратами факторов производства. Он сводится к определению такой пропорции между факторами производства, которая позволяет обеспечить заданный выпуск продукции. Для определения таких количественных пропорций используются показатели эффективности затрат живого и овеществленного труда и объемы этих затрат.
Лаговый аспект сбалансированности основан на распрелении во времени затрат факторов производства и достигаемого при их взаимодействии эффекта. Главные лаговые характеристики связаны с воспроизводством основных фондов, а значит и с затратами капитальных вложений. Лаг – это запаздывание, временной интервал между двумя взаимозависимыми экономическими явлениями, одно из которых является причиной, а второе – следствием.
Структурный аспект сбалансированности основывается на пропорциях между I и II подразделениями общественного производства и взаимосвязях межотраслевых потоков продукции с элементами конечного потребления. Структурные межотраслевые модели широко используются для составления прогноза отраслевой структуры производства, основных производственных фондов, производственных капитальных вложений и трудовых ресурсов. Структурная сбалансированность народного хозяйства основывается на пропорциях между производством и распределением продукции. Производство общественного продукта может быть обеспечено при различной интенсивности потоков взаимозаменяемых предметов труда, а следовательно при разном соотношении между промежуточной и конечной продукцией.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.shpori4all.ru/
Лекция 8.
Научно-технический прогресс, единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники.
Истоки Н.-т. п. — в мануфактурном производстве 16—18 вв., когда научно-теоретическая и техническая деятельность начинают сближаться. До этого материальное производство медленно эволюционировало преимущественно за счёт накопления эмпирического опыта, тайн ремесла, собирания рецептов. Наряду с этим шёл столь же медленный прогресс в научно-теоретических знаниях о природе, которые находились под влиянием теологии и схоластики и не оказывали постоянного и сколько-нибудь существенного влияния на производство. Научный и технический прогресс были двумя, хотя и опосредованными, но относительно самостоятельными потоками человеческой деятельности.
В 16 в. нужды торговли, мореплавания, крупных мануфактур потребовали теоретического и экспериментального решения целого ряда вполне определённых задач. Наука в это время под влиянием идей Возрождения постепенно порывает со схоластической традицией и обращается к практике. Компас, порох и книгопечатание (особенно последнее) были тремя великими открытиями, положившими начало прочному союзу научной и технической деятельности. Попытки использовать водяные мельницы для нужд расширяющегося мануфактурного производства побуждали теоретически исследовать некоторые механические процессы. Создаются теории махового колеса и маховых движений, теория жёлоба, учения о напоре воды, о сопротивлении и трении. «... Мануфактурный период развивал первые научные и технические элементы крупной промышленности» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 388). Г. Галилей, И. Ньютон, Э. Торричелли, а затем Д. Бернулли, Э. Мариотт, Ж. Л. Д'Аламбер, Р. А. Реомюр, Г. Дэви, Л. Эйлер и многие другие создали науке репутацию «служанки производства».
Возникновение машинного производства в конце 18 в. было подготовлено результатами предшествующего научно-технического творчества большой армии математиков, механиков, физиков, изобретателей, умельцев. Паровая машина Дж. Уатта явилась «плодом науки», а не только конструкторско-технической деятельности. Машинное производство, в свою очередь, открыло новые, практически неограниченные возможности для технологического применения науки. Его прогресс во всё большей степени определяется прогрессом науки и само оно впервые выступает как «предметно воплощающаяся наука» (см. К. Маркс, там же, т. 46, ч. 2, с. 221). Всё это означает переход к новому, второму этапу Н.-т. п., который характеризуется тем, что наука и техника взаимно стимулируют развитие друг друга во всё ускоряющихся темпах. Возникают специальные звенья научно-исследовательской деятельности, призванные доводить теоретические решения до технического воплощения: прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, производственные исследования. Научно-техническая деятельность становится одной из самых обширных сфер приложения человеческого труда.
Третий этап Н.-т. п. связан с современной научно-технической революцией. Под её воздействием расширяется фронт научных дисциплин, ориентирующихся на развитие техники. В решении технических задач участвуют биологи, физиологи, психологи, лингвисты, логики. На ускорение технического прогресса прямо или косвенно влияют также многие направления общественных наук: экономика и организация производства, научное управление экономическими и социальными процессами, конкретные социальные исследования, производственная эстетика, психология и логика технического творчества, прогнозирование. Всё более явной становится лидирующая роль науки по отношению к технике. Целые отрасли производства возникают вслед за новыми научными направлениями и открытиями: радиоэлектроника, атомная энергетика, химия синтетических материалов, производство ЭВМ и др. Наука становится силой, непрерывно революционизирующей технику. В свою очередь, техника также постоянно стимулирует прогресс науки, выдвигая перед ней новые требования и задачи и обеспечивая её всё более точным и сложным экспериментальным оборудованием. Характерной чертой современного Н.-т. п. является то, что он захватывает не только промышленность, но и многие др. стороны жизнедеятельности общества: сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, сферу быта. Яркое воплощение единство научной и технической деятельности находит в прорыве человечества в космос.
Н.-т. п. служит основой социального прогресса. Однако в условиях капитализма прогресс науки и техники совершается в основном в интересах господствующего класса, используется в милитаристских, человеконенавистнических целях и сопровождается зачастую регрессом духовных ценностей, разрушением человеческой личности. При социализме Н.-т. п. осуществляется в интересах всего народа, успешное развитие науки и техники содействует решению комплекса экономических и социальных задач коммунистического строительства, созданию материальных и духовных предпосылок для всестороннего и гармоничного развития личности.
КПСС выдвигает на первое место задачу всемерного ускорения Н.-т. п. в СССР «... как с точки зрения очередных, так и долговременных перспектив...»
Контрольные задания №1 по дисциплине
«Техника и технологии социально-культурного сервиса и туризма»
Критерии оценки части 1. (оценивается по числу правильных ответов):
15-16 – «отлично»;
12-14 – «хорошо»;
9-11 – «удовлетворительно»;
Менее 9 – «неудовлетворительно»
1. Принцип системности при разработке социальных технологий означает необходимость:
а) создания программы, составные части которой представляют собой единое целое;
б) учета всей совокупности факторов развития общества, в т.ч. учет интересов отдельных групп населения;
в) учета имеющихся возможностей, т.е. реалистичности поставленных задач.
2. По функциональному назначению техника подразделяется:
а) исполнительскую и непроизводственную;
б) исполнительскую и производственную;
в) системную и функциональную;
г) производственную и непроизводственную.
3. Исполнительская техника определяется как:
а) совокупность средств, которые создаются для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества;
б) совокупность правил и методов выполнения чего-либо;
в) совокупность правил по техническому оснащению предприятия;
г) определенная искусственная материальная система.
4. Экономическими показателями техники являются:
а) производительность, надежность, экономичность эксплуатации;
б) эргономичность, техническая эстетика, экологичность;
в) дизайн, надежность, скорость, стойкость к механическим воздействиям;
г) все ответы верны.
5. К. Поппер выделял следующие виды социальных технологий:
а) «частная» и «нечастная»;
б) «частичная» и «утопическая»;
в) «частичная» и «инженерная».
6. Какие из утверждений относительно социальных технологий не являются верными (предполагается несколько вариантов ответов):
а) представляют собой набор строго определенных операций;
б) не имеют обратной связи;
в) допускают использование различных методов в зависимости от ситуации;
г) более сложны по организации и проведению в отличие от промышленных технологий;
д) все утверждения верны;
е) все утверждения не верны.
7. Выделяют следующие факторы с точки зрения технологий, которые обеспечивают развитие туризма:
а) транспортный, развитие гостиничной и ресторанной техники и развитие компьютерной техники;
б) транспортный, развитие системы социального обеспечения населения, развитие системы образования;
в) транспортный, развитие системы туристского образования в стране, политическая и экономическая стабильность в стране;
г) все ответы верны.
8. Нормирование периферийных процессов – это:
а) оценка мастерства исполнителя услуги;
б) оценка мастерства потребителя услуги;
в) оценка степени развития отдельных частей технической составляющей.
9. Технологический трансферт – это:
а) передача новых технологий из одной страны в другую или в ряд других стран;
б) разработка новых технологий;
в) установление в национальных стандартах прогрессивных требований по техническому оснащению предприятия (фирмы).
10. Принцип объективности при разработке социальных технологий означает необходимость:
а) учета имеющихся возможностей, т.е. реалистичности поставленных задач;
б) учета всей совокупности факторов развития общества, в т.ч. учет интересов отдельных групп населения;
в) создания программы, составные части которой представляют собой единое целое.
11. Какие выделяют функции социальных технологий:
а) социальная, объективная, комплексная;
б) социальная, социально-экономическая, духовно-идеологическая;
в) системная, духовно-идеологическая, комплексная.
12. В реализации Федеральной целевой программы по развитию туризма в России, разработанной к 1994 г., выделяют следующие периоды:
а) 1994-1995 гг. и 1996-2004 гг.
б) 1994-1997 гг. и 1998-2004 гг.
в) 1994-1998 гг. и 1999-2005 гг.
г)1995-1997 гг. и 1998-2005 гг.
13. Слово «техника» происходит от древнегреческих слов:
а) «машина», «механизм»;
б) «процесс», «производство»;
в) «искусство», «мастерство».
14. Принцип комплексности при разработке социальных технологий означает необходимость:
а) учета имеющихся возможностей, т.е. реалистичности поставленных задач;
б) учета всей совокупности факторов развития общества, в т.ч. учет интересов отдельных групп населения;
в) создания программы, составные части которой представляют собой единое целое.
15. Социальными показателями техники являются:
а) производительность, надежность, экономичность эксплуатации;
б) эргономичность, техническая эстетика, экологичность;
в) дизайн, надежность, скорость, стойкость к механическим воздействиям;
г) все ответы верны.
16. Какие из утверждений относительно промышленных технологий не являются верными (предполагается несколько вариантов ответов):
а) представляют собой набор строго определенных операций;
б) не имеют обратной связи;
в) допускают использование различных методов в зависимости от ситуации;
г) более сложны по организации и проведению в отличие от социальных технологий;
д) все утверждения верны.
Часть 2. Вопросы и задания.
1. Как понимается позиционирование в технологиях рекламной деятельности (определение позиционирования) и какие методы выделяют позиционировании? Приведите по 2 примера в каждом из методов.
2. Какие показатели качества с точки зрения технического оснащения выделяют в национальном стандарте ГОСТ Р 52113−2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества»?
3. Назовите особенности технологической культуре и раскройте их.
Учебная литература
1. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика. - 1989
2. Бетехтина Е., Пойсик М. Мировая практика формирования научно-технической политики. - Кишинев.: 1990
3. Современные Соединенные Штаты Америки. - М.: Политиздат. -1988
4. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венг. - М.: Прогресс. - 1990
Ф. Глисин., Взаимодействие промышленных предприятий Росси с зарубежными партнерами в области инновационной деятельности.// Вопросы статистики №6 1997.
Д. Львов – НТП и экономика переходного периода.// Вопросы экономики
№11 1991.
7 С . Макконелл., Экономикс. Пер. с англ. – М: Туран 1996.
8 В. Логинов., Инновационная политика: меры по активизации.// Экономист
№9 1994.
9 Л. Бжилянская., Инновационная деятельность: тенденции развития и меры
государственного регулирования.// Экономист №3 1996.