Часть 1. Тест.

Список литературы

Макроэкономические модели в прогнозировании. Факторный, лаговый и структурный аспекты сбалансированности экономики.

Экономико-математические модели в прогнозировании широко используются при составлении социально-экономических прогнозов на макроэкономическом уровне. К таким моделям относятся:

однофакторные и многофакторные модели экономического роста;

модели распределения общественного продукта (ВВП, ВНП, НД);

структурные модели;

межотраслевые модели;

модели воспроизводства основных фондов;

модели движения инвестиционных потоков;

модели уровня жизни и структуры потребления;

модели распределения заработной платы и доходов и др.

При использовании этих моделей необходимо учитывать воздействие факторного, лагового и структурного аспектов сбалансированности экономики и их синтеза на основе принципа оптимальности.

Факторный аспект сбалансированности экономики основывается на взаимосвязи между объемом выпуска продукции и затратами факторов производства. Он сводится к определению такой пропорции между факторами производства, которая позволяет обеспечить заданный выпуск продукции. Для определения таких количественных пропорций используются показатели эффективности затрат живого и овеществленного труда и объемы этих затрат.

Лаговый аспект сбалансированности основан на распрелении во времени затрат факторов производства и достигаемого при их взаимодействии эффекта. Главные лаговые характеристики связаны с воспроизводством основных фондов, а значит и с затратами капитальных вложений. Лаг – это запаздывание, временной интервал между двумя взаимозависимыми экономическими явлениями, одно из которых является причиной, а второе – следствием.

Структурный аспект сбалансированности основывается на пропорциях между I и II подразделениями общественного производства и взаимосвязях межотраслевых потоков продукции с элементами конечного потребления. Структурные межотраслевые модели широко используются для составления прогноза отраслевой структуры производства, основных производственных фондов, производственных капитальных вложений и трудовых ресурсов. Структурная сбалансированность народного хозяйства основывается на пропорциях между производством и распределением продукции. Производство общественного продукта может быть обеспечено при различной интенсивности потоков взаимозаменяемых предметов труда, а следовательно при разном соотношении между промежуточной и конечной продукцией.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.shpori4all.ru/

 

Лекция 8.

Научно-технический прогресс, единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники.

Истоки Н.-т. п. — в мануфактурном производстве 16—18 вв., когда научно-теоретическая и техническая деятельность начинают сближаться. До этого материальное производство медленно эволюционировало преимущественно за счёт накопления эмпирического опыта, тайн ремесла, собирания рецептов. Наряду с этим шёл столь же медленный прогресс в научно-теоретических знаниях о природе, которые находились под влиянием теологии и схоластики и не оказывали постоянного и сколько-нибудь существенного влияния на производство. Научный и технический прогресс были двумя, хотя и опосредованными, но относительно самостоятельными потоками человеческой деятельности.

В 16 в. нужды торговли, мореплавания, крупных мануфактур потребовали теоретического и экспериментального решения целого ряда вполне определённых задач. Наука в это время под влиянием идей Возрождения постепенно порывает со схоластической традицией и обращается к практике. Компас, порох и книгопечатание (особенно последнее) были тремя великими открытиями, положившими начало прочному союзу научной и технической деятельности. Попытки использовать водяные мельницы для нужд расширяющегося мануфактурного производства побуждали теоретически исследовать некоторые механические процессы. Создаются теории махового колеса и маховых движений, теория жёлоба, учения о напоре воды, о сопротивлении и трении. «... Мануфактурный период развивал первые научные и технические элементы крупной промышленности» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 388). Г. Галилей, И. Ньютон, Э. Торричелли, а затем Д. Бернулли, Э. Мариотт, Ж. Л. Д'Аламбер, Р. А. Реомюр, Г. Дэви, Л. Эйлер и многие другие создали науке репутацию «служанки производства».

Возникновение машинного производства в конце 18 в. было подготовлено результатами предшествующего научно-технического творчества большой армии математиков, механиков, физиков, изобретателей, умельцев. Паровая машина Дж. Уатта явилась «плодом науки», а не только конструкторско-технической деятельности. Машинное производство, в свою очередь, открыло новые, практически неограниченные возможности для технологического применения науки. Его прогресс во всё большей степени определяется прогрессом науки и само оно впервые выступает как «предметно воплощающаяся наука» (см. К. Маркс, там же, т. 46, ч. 2, с. 221). Всё это означает переход к новому, второму этапу Н.-т. п., который характеризуется тем, что наука и техника взаимно стимулируют развитие друг друга во всё ускоряющихся темпах. Возникают специальные звенья научно-исследовательской деятельности, призванные доводить теоретические решения до технического воплощения: прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, производственные исследования. Научно-техническая деятельность становится одной из самых обширных сфер приложения человеческого труда.

Третий этап Н.-т. п. связан с современной научно-технической революцией. Под её воздействием расширяется фронт научных дисциплин, ориентирующихся на развитие техники. В решении технических задач участвуют биологи, физиологи, психологи, лингвисты, логики. На ускорение технического прогресса прямо или косвенно влияют также многие направления общественных наук: экономика и организация производства, научное управление экономическими и социальными процессами, конкретные социальные исследования, производственная эстетика, психология и логика технического творчества, прогнозирование. Всё более явной становится лидирующая роль науки по отношению к технике. Целые отрасли производства возникают вслед за новыми научными направлениями и открытиями: радиоэлектроника, атомная энергетика, химия синтетических материалов, производство ЭВМ и др. Наука становится силой, непрерывно революционизирующей технику. В свою очередь, техника также постоянно стимулирует прогресс науки, выдвигая перед ней новые требования и задачи и обеспечивая её всё более точным и сложным экспериментальным оборудованием. Характерной чертой современного Н.-т. п. является то, что он захватывает не только промышленность, но и многие др. стороны жизнедеятельности общества: сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, сферу быта. Яркое воплощение единство научной и технической деятельности находит в прорыве человечества в космос.

Н.-т. п. служит основой социального прогресса. Однако в условиях капитализма прогресс науки и техники совершается в основном в интересах господствующего класса, используется в милитаристских, человеконенавистнических целях и сопровождается зачастую регрессом духовных ценностей, разрушением человеческой личности. При социализме Н.-т. п. осуществляется в интересах всего народа, успешное развитие науки и техники содействует решению комплекса экономических и социальных задач коммунистического строительства, созданию материальных и духовных предпосылок для всестороннего и гармоничного развития личности.

КПСС выдвигает на первое место задачу всемерного ускорения Н.-т. п. в СССР «... как с точки зрения очередных, так и долговременных перспектив...»

 

 


Контрольные задания №1 по дисциплине

«Техника и технологии социально-культурного сервиса и туризма»

 

 

Критерии оценки части 1. (оценивается по числу правильных ответов):

15-16 – «отлично»;

12-14 – «хорошо»;

9-11 – «удовлетворительно»;

Менее 9 – «неудовлетворительно»

 

1. Принцип системности при разработке социальных технологий означает необходимость:

а) создания программы, составные части которой представляют собой единое целое;

б) учета всей совокупности факторов развития общества, в т.ч. учет интересов отдельных групп населения;

в) учета имеющихся возможностей, т.е. реалистичности поставленных задач.

 

2. По функциональному назначению техника подразделяется:

а) исполнительскую и непроизводственную;

б) исполнительскую и производственную;

в) системную и функциональную;

г) производственную и непроизводственную.

 

3. Исполнительская техника определяется как:

а) совокупность средств, которые создаются для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества;

б) совокупность правил и методов выполнения чего-либо;

в) совокупность правил по техническому оснащению предприятия;

г) определенная искусственная материальная система.

 

4. Экономическими показателями техники являются:

а) производительность, надежность, экономичность эксплуатации;

б) эргономичность, техническая эстетика, экологичность;

в) дизайн, надежность, скорость, стойкость к механическим воздействиям;

г) все ответы верны.

 

5. К. Поппер выделял следующие виды социальных технологий:

а) «частная» и «нечастная»;

б) «частичная» и «утопическая»;

в) «частичная» и «инженерная».

 

6. Какие из утверждений относительно социальных технологий не являются верными (предполагается несколько вариантов ответов):

а) представляют собой набор строго определенных операций;

б) не имеют обратной связи;

в) допускают использование различных методов в зависимости от ситуации;

г) более сложны по организации и проведению в отличие от промышленных технологий;

д) все утверждения верны;

е) все утверждения не верны.

 

7. Выделяют следующие факторы с точки зрения технологий, которые обеспечивают развитие туризма:

а) транспортный, развитие гостиничной и ресторанной техники и развитие компьютерной техники;

б) транспортный, развитие системы социального обеспечения населения, развитие системы образования;

в) транспортный, развитие системы туристского образования в стране, политическая и экономическая стабильность в стране;

г) все ответы верны.

 

8. Нормирование периферийных процессов – это:

а) оценка мастерства исполнителя услуги;

б) оценка мастерства потребителя услуги;

в) оценка степени развития отдельных частей технической составляющей.

 

9. Технологический трансферт – это:

а) передача новых технологий из одной страны в другую или в ряд других стран;

б) разработка новых технологий;

в) установление в национальных стандартах прогрессивных требований по техническому оснащению предприятия (фирмы).

 

10. Принцип объективности при разработке социальных технологий означает необходимость:

а) учета имеющихся возможностей, т.е. реалистичности поставленных задач;

б) учета всей совокупности факторов развития общества, в т.ч. учет интересов отдельных групп населения;

в) создания программы, составные части которой представляют собой единое целое.

 

11. Какие выделяют функции социальных технологий:

а) социальная, объективная, комплексная;

б) социальная, социально-экономическая, духовно-идеологическая;

в) системная, духовно-идеологическая, комплексная.

 

12. В реализации Федеральной целевой программы по развитию туризма в России, разработанной к 1994 г., выделяют следующие периоды:

а) 1994-1995 гг. и 1996-2004 гг.

б) 1994-1997 гг. и 1998-2004 гг.

в) 1994-1998 гг. и 1999-2005 гг.

г)1995-1997 гг. и 1998-2005 гг.

 

13. Слово «техника» происходит от древнегреческих слов:

а) «машина», «механизм»;

б) «процесс», «производство»;

в) «искусство», «мастерство».

 

14. Принцип комплексности при разработке социальных технологий означает необходимость:

а) учета имеющихся возможностей, т.е. реалистичности поставленных задач;

б) учета всей совокупности факторов развития общества, в т.ч. учет интересов отдельных групп населения;

в) создания программы, составные части которой представляют собой единое целое.

 

15. Социальными показателями техники являются:

а) производительность, надежность, экономичность эксплуатации;

б) эргономичность, техническая эстетика, экологичность;

в) дизайн, надежность, скорость, стойкость к механическим воздействиям;

г) все ответы верны.

 

16. Какие из утверждений относительно промышленных технологий не являются верными (предполагается несколько вариантов ответов):

а) представляют собой набор строго определенных операций;

б) не имеют обратной связи;

в) допускают использование различных методов в зависимости от ситуации;

г) более сложны по организации и проведению в отличие от социальных технологий;

д) все утверждения верны.

 

Часть 2. Вопросы и задания.

1. Как понимается позиционирование в технологиях рекламной деятельности (определение позиционирования) и какие методы выделяют позиционировании? Приведите по 2 примера в каждом из методов.

2. Какие показатели качества с точки зрения технического оснащения выделяют в национальном стандарте ГОСТ Р 52113−2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества»?

3. Назовите особенности технологической культуре и раскройте их.


Учебная литература

 

1. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика. - 1989

2. Бетехтина Е., Пойсик М. Мировая практика формирования научно-технической политики. - Кишинев.: 1990

3. Современные Соединенные Штаты Америки. - М.: Политиздат. -1988

4. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венг. - М.: Прогресс. - 1990

Ф. Глисин., Взаимодействие промышленных предприятий Росси с зарубежными партнерами в области инновационной деятельности.// Вопросы статистики №6 1997.

Д. Львов – НТП и экономика переходного периода.// Вопросы экономики

№11 1991.

7 С . Макконелл., Экономикс. Пер. с англ. – М: Туран 1996.

8 В. Логинов., Инновационная политика: меры по активизации.// Экономист

№9 1994.

9 Л. Бжилянская., Инновационная деятельность: тенденции развития и меры

государственного регулирования.// Экономист №3 1996.