Лекция 1. Введение в дисциплину

1. Основные понятия индустрии гостеприимства

2. Основные характеристики индустрии гостеприимства

_____________________________________________

  1. Основные понятия индустрии гостеприимства

В соответствии с ОКУН под услугами гостиниц и аналогичных средства размещения понимаются услуги гостиниц, мотелей, общежитий и пр. мест проживания, услуги средств размещения для временного проживания туристов, включая услуги квартир, комнат в квартирах, домов, коттеджей, сдаваемых в наем для временного проживания туристов.

Подсредствами размещенияподразумеваются предприятия различных организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели, регулярно или эпизодически предоставляющие места для ночевки туристам

Индустрия гостеприимства – это сфера предпринимательства, состоящего из видов обслуживания, которые опираются на принципы гостеприимства, основанное на дружелюбном отношении к гостям (Уэбстер).

В России впервые слово «сервис» было зафиксировано в Москве в 1939 году в «Словаре иностранных слов», вышедшем в этом году. В словаре «сервис» трактовался как бытовое обслуживание населения. На современном этапе развития общества сервис из сферы бытового обслуживания переместился в сферу информационных технологий, образования, транспорта, торговли, туризма, гостеприимства, практически охватил всю сферу нематериального производства.

Понятие «сервис» произошло от английского «service» − служба, обслуживание. В настоящее время существуют две основные трактовки понятия «сервис»:

1. Обслуживание, предоставление разного рода услуг, работа по оказанию услуг.

2. Система обеспечения, позволяющая потребителю выбрать наиболее оптимальный вариант приобретения, потребления и экономически выгодной эксплуатации технически сложного изделия в течение разумно обусловленного срока, диктуемого интересами потребителя

Гостиничный сервис это, прежде всего, обслуживание клиентов, находящихся вдали от дома, и предоставление им услуг размещения, питания и разнообразных дополнительных услуг, наиболее полно удовлетворяющих разнообразные потребности клиентов в отдыхе, развлечении, оздоровлении и т. д.

Термин «индустрия» означает «деятельность, усердие», в современном понимании − промышленное производство с применением техники и технологии.

В термине «индустрия туризма и гостеприимства», понятие «гостеприимство» более емкое и общее, так как его задачей является удовлетворение потребностей не только туристов в узком смысле, но и потребителей вообще.

Индустрия гостеприимства – сложная, комплексная сфера профессиональной деятельности людей, усилия которых направлены на удовлетворение разнообразных потребностей клиентов (гостей), как туристов, так и местных жителей.

Основной сложностью при изучении данной темы является разграничение таких понятий как: индустрия туризма, индустрия гостеприимства, гостиничное хозяйство, гостиничная индустрия. Это происходит вследствие тесной взаимозависимости туристского и гостиничного бизнеса в современном мире.

Гостиничное хозяйство – материально-техническая база гостиниц, которая обеспечивает полносервисное комплексное обслуживание гостей. Если речь идет о гостиничном хозяйстве страны, региона, материка, то понятие «гостиничное хозяйство» практически аналогично понятию «гостиничная индустрия», особенно в странах с высоким уровнем развития этой сферы услуг.

Гостиничная индустрия– это экономический вид деятельности, который включает предоставление услуг и организацию краткосрочного проживания в гостиницах, мотелях, кемпингах и др. ср-вах размещения за вознаграждение.

Индустрия гостеприимства – система современных производств, предприятий, сервисных учреждений и организаций, специализирующихся на обслуживании туристов. Понятие «индустрия гостеприимства» правомерно применять только в случае, если речь идет действительно о мощном производстве услуг, поставленном на промышленную основу. Например, нельзя, применять к г. Омску термин «гостиничная индустрия или индустрия гостеприимства г. Омска», т. к. гостиничный фонд города составляет около 2000 номеров, что в пять раз меньше чем гостиничном комплексе «Измайлово» в Москве. В отличие от гостиничной индустрии понятие «индустрия гостеприимства» шире, т. к. включает не только средства размещения, но и предприятия питания, отдыха, рекреации и т. д.

Схематично эволюцию индустрии гостеприимства и туризма можно отобразить следующим образом: гостиничное предприятие → гостиничное хозяйство → гостиничная индустрия → индустрия гостеприимства → индустрия туризма. Принято считать, что индустрия гостеприимства является составной частью индустрии туризма, однако это спорно, поэтому и применяют термин «индустрия туризма и гостеприимства».

Под гостиницей понимается предприятие, предназначенное для временного проживания туристов с минимальным числом номеров 5.

«Правила предост-я гост. услуг в РФ» от 1997 г.: гостиница – это имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенное для предоставления услуг.

Средства размещения – это любой объект, предназначенный для временного проживания людей (гостиница, турбаза, площадка для кемпинга).

Номер – это помещение, состоящее из одного или нескольких мест, оборудованное в соответствии с требованиями, предъявляемыми к гостинице данной категории.

Номерной фонд- общее количество номеров (мест) средства размещения;

Койко-мето – это площадь с кроватью, предназначенная для пользования одним человеком.