Характеристики турбины.
Классификация решеток прямоточных турбин.
Каждому сочетанию трёх коэффициентов , mа и σ соответствует определённый тип решеток, и наоборот, каждый тип решеток характеризуется тремя безразмерными параметрами. На рис. 3.2. приведена классификация решеток по двум коэффициентам mа и σ, там же изображен полигон безразмерных скоростей и форма решетки.
Рис. 3.2. Классификация турбинных решеток.
Под характеристикой турбины турбобура принято понимать зависимость момента, мощности, перепада давления и коэффициента полезного действия от числа оборотов вала турбины при фиксированном расходе промывочной жидкости.
По способу получения характеристики турбин делятся на теоретические и экспериментальные.
Теоретические характеристики получают на основе формул, описывающих поведение указанных параметров турбины в функции числа оборотов вала при фиксированном расходе жидкости.
Экспериментальные характеристики получают на специальных стендах посредством испытаний 5 – 8 ступеней турбины с последующим пересчетом полученных результатов либо на одну ступень, либо на турбину в целом.
Остановимся на теоретических характеристиках турбин. Для этого обратимся к уравнению Л. Эйлера, представленному формулами (12) и (13) и к планам скоростей для входа и выхода из ротора (рис. 3.3.).
Рис. 3.3. Планы скоростей: а) – для входа в ротор; б) – для выхода из ротора.
Используя планы скоростей, (рис. 3.3.) выразим окружные составляющие абсолютных скоростей c1u и c2u:
c1u= cz·ctg α1; c2u=u - cz·ctg β2. (27)
Подставив полученные выражения для окружных составляющих согласно (27) в уравнение момента (12) получим:
Mi= ρ·Q[cz·ctg α1-( u - cz·ctg β2)]rср.= ρ·Q[cz(ctg α1+ ctg β2) - u]rср=
= ρ·Q(umax-u) rср, (28)
где cz(ctg α1+ ctg β2)= umax т. к. при полностью разгруженной турбине Mi=0, но ρ, Q и rср не равны нулю, следовательно должна быть равна нулю разность, стоящая в квадратных скобках, а последнее возможно при u= umax.
Выразив в уравнении (28) окружную скорость через число оборотов, выраженное n мин-1, и памятуя, что u=, получим :
Mi= ρ·Q(nmax-n) = ρ·Q·aм(nmax-n), (28а)
где aм=- коэффициент момента.
Следовательно, зависимость момента от числа оборотов линейная, но из-за наличия дискового трения эта зависимость имеет некоторое отклонение от линейной.
Величина дискового трения может быть найдена по формуле:
Mд=ρ·g·λ·n2·D·l,
где λ – коэффициент трения (при работе на воде λ=0,52 – 0,54).
Анализируя уравнение (28а) видно, что при n=0 момент на валу имеет максимальное значение Mi max= ρ·Q·aм·nmax , а при n= nmax Mi=0.
Из уравнения (28) легко получить уравнение мощности ступени турбины:
Ni= Mi·ω= ρ·Q(umax-u) rср·ω= ρ·Q(umax-u)u= ρ·Q·an(nmax-n)n, (29)
где an=- коэффициент мощности.
Уравнение (29) представляет собой уравнение параболы. Падение мощности слева и справа от экстремального режима обусловлено потерями на удар.
Определим экстремальное число оборотов. Для этого возьмём производную от уравнения (29) и приравняем её к нулю:
ρ·Q·an(nmax-2nэ)=0.
Поскольку ρ, Q и an не равны нулю, то от сюда следует, что нулю может быть равна только разность, стоящая в скобках и, следовательно, nэ=.
Тогда максимальная величина мощности будет равна:
Nmax= ρ·Q·an. (30)
Известно, что коэффициент циркуляции определяют по формуле:
σ= =; откуда =.
Следовательно, безударный режим у низкоциркулятивных турбин расположен справа от экстремального, т.к. σ<1. Если σ>1, то безударный режим находится слева от экстремального; при σ=1 безударный и экстремальный режимы совпадают.
Рассмотрим поведение линии перепада давления.
Общий перепад давления Δpо в ступени турбины можно разделить на три составляющие: перепад Δpi, затрачиваемый на совершение полезной работы; перепад давления Δpiб, затраченный на удар при «безударном режиме» и перепад давления на удар Δpi уд при режиме отличном от безударного.
Перепад Δpi , затрачиваемый на совершение полезной работы может быть найден с использованием уравнения напора турбины (16). Для этого правую и левую части этого уравнения умножим на ρ·g:
ρ·g· Hi=Δpi=· ρ·g= ρ ·u = ρ ·aн(nmax-n)·n, (31)
где aН – коэффициент напора, aН =.
Левая часть выражения (31) представляет перепад давления. Не трудно видеть, что максимальная величина перепада давления будет аналогично мощности при nэ=, а его максимальная величина будет равна:
Δpi max= ρ·aН, (32)
Перепад давления, затраченный на удар при «безударном режиме» Δpiб минимален и он образуется из-за постоянства конструктивных углов лопаток вдоль длины.
Перепад давления на удар, при режиме отличном от безударного Δpi уд, вычисляют по формуле [ ]:
Δpi уд= ρ·b1(2)·aН(n-nб)2, где b1(2) – коэффициент, величина которого различна для левой и правой частей характеристики.
Таким образом, общие потери давления в ступени составят:
Δpо= ρ·aн(nmax-n)·n + Δpi б+ ρ·b1,(2)·aН(n-nб)2. (33)
Разделив почленно правую и левую части уравнения (33) на максимальный перепад давления, описываемый уравнением (32), получим перепад давления в турбине в безразмерной форме:
, (34)
где , =- безразмерные параметры.
|
Рис. 3.4. Зависимость перепада
давления от частоты вращения
ротора турбины.
Рассмотрим поведение коэффициента полезного действия турбины.
Известно, что коэффициент полезного действия η есть отношение полезной мощности Nп к затраченной Nз:
η =. (35)
Значение полезной мощности нами было уже получено ранее в виде уравнения (29).
Величину затраченной мощности получим, умножив правую и левую часть уравнения (33) на расход жидкости Q:
Nз= Δpо·Q=Q[ ρ·aн(nmax-n)·n + Δpi б+ ρ·b1,(2)·aН(n-nб)2]. (36)
Подставив в уравнение (35) значения числителя и знаменателя соответственно по уравнениям (29) и (36), получим:
η ==
=. (37)
Разделив числитель и знаменатель уравнения (37) на максимальный перепад давления, описываемый выражением (32), получим:
η =. (38)
3.9. Характеристика «турбобур-долото-забой» (ТДЗ).
Действительная характеристика существенно отличается от характеристики турбины, поскольку турбобур содержит радиальные опоры и узел осевой опоры. Кроме того, в процессе бурения на вал турбобура действует сила реакции забоя, обусловленная осевой нагрузкой на долото и момент сил сопротивления вращению долота. Указанная сила и момент на вращение долота суммируются с внутренними силами и моментами, образующимися в турбине в процессе преобразования гидравлической энергии в механическую и, таким образом, формируют внешнюю характеристику гидравлического забойного двигателя.
Рассмотрим более подробно силы, действующие на вал ГЗД. Основные силы направлены вдоль оси вала. К ним относится сила, обусловленная весом всей вращающейся системы (с учетом Архимедовых сил) и направленная вниз, гидравлическая сила, обусловленная перепадом давления на роторах и статорах ступеней турбины и по направлению совпадающая с силой тяжести.
При бурении возникает третья сила, обусловленная реакцией забоя и направленная в противоположную сторону по отношению к первым двум силам. Результирующая сила, равная алгебраической сумме перечисленных трёх сил, передаётся осевой опоре, а от неё – бурильной колонне.
Составим уравнение равновесия осевых сил, приложенных к валу ГЗД в процессе бурения.
G + T – R=P, (39)
где G - вес вращающейся системы с учетом Архимедовых сил; T - гидравлическая сила; R – реакция забоя; P – сила, передаваемая на осевую опору.
К валу ГЗД приложены следующие моменты: момент, вырабатываемый турбиной Мк, момент сил трения в радиальных опорах Мр.о., момент сил трения в элементах осевой опоры Мо.о. и момент сил сопротивления вращению долота Мд.
Следовательно, уравнение моментов будет иметь вид:
Мд= Мк – Мр.о. – Мо.о. (40)
Представив момент на долоте в виде Мд=Му· R и отбросив момент в радиальных опорах Мр.о. в виду его малости (в сравнении с другими моментами), уравнение (40) примет вид:
Му· R= Мк – Мо.о. (41)
Момент в осевой опоре представим в виде:
Мо.о.= P·μ·rпр= ±(G + T – R) μ·rпр, (42)
где μ – коэффициент трения; rпр – приведенный радиус трения, rпр=.
Подставим в уравнение (41) значение момента сил трения в осевой опоре в соответствии с уравнением (42):
Му· R= Мк ± (G + T – R) μ·rпр (43)
Проведем преобразования в уравнении (43), записав его в виде:
Му· R ± R· μ·rпр = Мк ± (G + T) μ·rпр ,
R(Му ± μ·rпр)= Мк ± (G + T) μ·rпр (44)
Уравнение (44) запишем в виде:
R= (45)
Умножив правую и левую части уравнения (45) на Му, а так же принимая во внимание линейную зависимость момента турбины Мк от числа оборотов, получим:
R· Му= Мд= (46)
Обозначив отношение =φ и разделив обе части уравнения (46) на , получим:
, (47)
где S= []∕.
Уравнение (47) представляет зависимость момента на долоте от числа оборотов долота, представленное в безразмерной форме.
Рис. 3. Внешняя характеристика турбобура
а) – зависимость момента на долоте от числа оборотов долота ;
б) - зависимость момента и мощности на долоте от числа оборотов долота .