Общая характеристика развития прокуратуры в послепетровский период до судебной реформы Александра II в 1864 г. Задачи прокуратуры в этот период.

 

В послепетровский период наиболее значимым в истории развития прокуратуры событием стала Губернская реформа 1775 года в России и совершенствование структуры органов прокуратуры. В период царствования Екатерины II в существенной мере был усилен местный прокурорский надзор. Этому в немалой степени способствовало принятое «Учреждение для управления губерний Российской империи» от 7 ноября 1775 года, в котором были сформулированы задачи и полномочия губернских прокуроров.

О том, что прокуратура как высший орган надзора не утратила своих функций, заложенных в её основание Петром I, и при Екатерине II, свидетельствует Наставление Екатерины II вновь назначенному генерал-прокурору князю А.А. Вяземскому (1764-1792 г.г.) писала о наличии в Сенате двух партий: «Вам не должно уважать ни ту, ни другую сторону, обходиться учтиво и беспристрастно, выслушивать всякого, имея только единственно пользу Отечества и справедливость в виду, и твердыми шагами идти кратчайшим путем к истине». В этом «Учреждении о губерниях» предусматривалась специальная глава «О прокурорской и стряпческой должности», в которой устанавливались широкие полномочия прокуроров по общему и судебному надзору, а также надзору за местами лишениями свободы, конкретизировались должностные обязанности. В статье 404 «Учреждения …» было сказано: «Вообще губернский прокурор и губернские стряпчие смотрят, и бдение имеют о сохранении везде всякого порядка, законами определенного, и в производстве и отправлении самих дел. Они сохраняют целостность власти установленной и интереса императорского величества, наблюдают зловредные взятки». (Кстати, название стряпчий, довольно экзотическое для нашего времени и ошибочно ассоциируемое с кулинарией, в действительности имело отношение именно к государственной службе. «Стря́пчий — чин и должность государственного служащего в России, в XVI — XVIII веках. В России в 1775—1864 годах — название некоторых судебных чиновников, например помощника прокурора по уголовным делам. Особой компетенцией стряпчих была правовая защита казённых интересов (удельных имений и пр.), с начала XIX века — надзор за местами заключения. С 1832 года — присяжный стряпчий, ходатай по частным делам в коммерческих судах. По судебной реформе 1864 года сохранилась только эта роль стряпчих»). (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Еще до судебной реформы 1864 г., в 1862 году, Государственный Совет Российской Империи принял «Основные положения о прокуратуре», в которых определялось государственное назначение прокурорского надзора, его содержание (предмет), задачи и полномочия прокуроров. Весьма четко было определено назначение прокуратуры: «Наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской Империи». В «Основных положениях о прокуратуре» были сформулированы принципы организации и деятельности прокуратуры, которые оставались незыблемыми на протяжении всего периода существования Российской Империи. К их числу относятся: единство и строжайшая централизация органов прокурорского надзора; осуществление прокурорами возложенных на них полномочий от имени всей системы органов прокуратуры; осуществление «верховного» надзора в Империи генерал-прокурором (он же министр юстиции); строгая подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим; несменяемость прокуроров; независимость прокуроров от местных влияний при принятии ими законного решения.

Надзирала прокуратура за законностью деятельности и других государственных органов и структур. Так, она вела наблюдение за интересами казны, вела надзор по арестантским делам, за местами содержания заключенных под стражей. Подчеркивая это обстоятельство, видный российский государственный деятель, бывший министр юстиции, генерал – прокурор Н.В. Муравьев (1894-1905 г.г.) свидетельствовал, что в России «прокуратура с момента ее создания (1722г.) и до судебных реформ Александра II (1860-е гг.) была преимущественно органом общего (административного) надзора, а собственно судебная, обвинительная или исковая деятельность составляла лишь одно из частных дополнений к функции надзора, едва намеченное в законе, слабое и незначительное на практике».