Внешнее оформление

Переплет – делает книгу вещью нашего бытового пространство и в то же время обнимает нутро книги и дает ей фасад, указывая, где вход в нее. Надпись и изображение на переплете, указывая вход и говоря в самых общих чертах о содержании книги, должно быть очень выразительно, но как бы в силуэте, лаконично, как герб книги, в плоскостном решении используется фактура и цвет переплета.

 

Открываем переплет и встречаем форзац. Возникает цветовой аккорд переплета и форзаца во времени.

Если пойдем дальше и перевернем форзац, бумага будет смотреться в зависимости от цвета форзаца теплой или холодной. (Цветовая триада: переплет, форзац, бумага. Возможно эти 3 цвета и будут отправной точкой для работы с цветом книги).

Изображение форзаца – как бы атмосфера данного литературного произведения. (Либо в предметном, либо пейзажном, либо орнаментальном решении)

 

Титул – это опять дверь в книгу, но дверь внутреннего характера, отчасти прозрачная, дающая возможность заглянуть внутрь книги.

Сначала рассмотрим вообще страницу и разворот. Текст на странице расположен вертикальным столбцом и его центр должен попасть на зрительный центр страницы. И получается, что столбец текста будет расположен ближе к корешку, и внешнее поле будет больше внутреннего.

Могут быть варианты, но в титуле мы уже должны видеть формат страницы и формат набора, поля, вертикали, ось и центр на этой вертикали, выражающие масштаб всей композиции. Т.е. титул связан и построен так же, как полоса набора, с той же осью, с тем же нижним и верхним полем.

Главным в титуле является шрифт, значит и фигуры или предметы, если такие будут должны равняться на шрифт, на им определенное пространство.

Титул является как бы первым планом всей книги, и за ним мы будем представлять все шмуцтитулы книги, все спуски, все правые страницы, заставки и заголовки.

Титул как правая страница имеет и левую, и вот на ней, не зовущий нас вглубь книги обычно помещается фронтиспис, главная иллюстрация книги, причем не рассказ и действие должны изображаться на фронтисписе, а мы должны передать единовременно главный момент литературного произведения, разворачивающийся во времени, как бы общий для всего произведения. – Это может быть изображение героя или портрет автора.

 

И поэтому полосные иллюстрации занимают левую страницу разворота, как бы фронтиспис определяет их положение.

 

Полуполосные иллюстрации др. могут располагаться и на правой, и на левой стороне.

Внутри книги главную роль играет столбец текста, строящийся из буквенных строк, проникнутый вертикальным и горизонтальным строем, и все это на бумаге, которая является тем полем, на котором все происходит. Всюду в книгу врывается как бы воздух, все им пронизано.

Поэтому мелкие изобразительные элементы, помещаясь на титулах и шмуцтитулах как виньетки, в начале текста как заставки, и в конце как концовки, имеют двоякую роль. Они подтверждают на чистом поле вертикально-горизонтальный строй столбца. Заставка дает и размер, и горизонталь, и вертикаль. Концовка ускоряет переход от текстового строя к свободному полю. В старинных книгах сам текст может выполнять роль перехода к белому, кончая последнюю страницу косынкой.

Художник не должен ограничивать свою задачу только передачей сюжета, он должен передать стиль книги, а это достигается всей совокупностью элементов оформления, шрифтом, заставками и иллюстрациями.

Передача времени – основа литературного произведения – будет первоочередной задачей художника. Это достигается и порядком шмуцтитулов, и порядком заставок, концовок, иллюстраций, всем шрифтовым строем страницы.

Книга будет примером комплекса искусств, где зрительно-пространственное искусство изображает ту же тему, что и словесное, дает ее в различных материалах, идя от самых отвлеченных моментов, выражающих сознательную мысль, и доходя до фактур бумаги, краски, переплета, форзаца. Таким образом, привлечение различных материалов дает нам множество различных материальных метафор, относящихся к различным областям чувств и тем.

Стиль можно определить как изображения в художественном произведении мирового строя, мировой формы, а последняя выразится в своеобразном отношении, связи и противоречии предмета и пространства, что со своей стороны будет менять содержание и форму предмета и пространства.