Государственно-частное партнерство в инновационной деятельности страны

Прозрачность, конкурентность и открытость.

Объективная необходимость в продолжении приватизации, даже в текущих экономических условиях мирового финансового кризиса, была доказана выше. Не существует другой альтернативы проведению структурных изменений в экономике. Однако, для того чтобы смягчить существующие фискальные риски продажи по слишком низким ценам, это общее направление реформирования должно быть дополнено сделками по предварительной приватизации. Такие сделки особенно актуальны для компаний, чья текущая приватизационная стоимость резко упала из-за глобального экономического кризиса (18).

 

В условиях функционирования преимущественно государственного сектора экономики, предопределяющим инструментом повышения её эффективности является партнерское государственно-частное сотрудничество.

К основным признакам государственно-частного партнерства можно отнести:

единство целей государственно-частного партнерства;

равноправное предпринимательство государственных и частных эко­номических и производственных структур;

единые правила взаимодействия сторон, обусловленные в договорах, контрактах и других официальных документах;

сбалансированность ресурсных вкладов, расходов, рисков, полученных результатов для решения общих задач в достижении целей государственно-частного партнерства.

Государственно-частное партнерство предполагает официальные отношения или договоренности между государственными и частными участниками в совместных целях с четким определением государственного интереса. Партнерство в данном случае означает сотрудничество, при котором государственные и частные структуры равноправны и взаимодополняют друг друга, в том числе в инвестировании и формировании ресурсов.

Государственно-частное партнерство организационно в основном может развиваться двумя различными способами:

государственный сектор и частные партнеры присоединяются к существующей компании или совместно создают смешанную компанию. Главный принцип государственно-частного партнерства — объединение государственных и частных инвестиций. Зачастую участие государственного сектора распространяется до уровня получения блокирующего меньшинства и тем самым он приобретает достаточное влияние. Во Франции, к примеру, закон предписывает, чтобы госсектор обладал большей частью активов.

Государственные и частные партнеры заключают договор (контракт) — это может быть договор о сотрудничестве, договор об управлении компанией, договор о реализации, лизинговый договор, договор об уступке (концессии), т.е. самая современная форма ГЧП (32).

По своей экономической природе эта концепция — дальнейшее развитие традиционных механизмов хозяйственного взаимоотношения и взаимодействия между государством и частным сектором в деле проектирования, планирования и финансирования совместных проектов, а также эксплуатации объектов инфраструктуры. Государство зачастую передает бизнесу права владения и пользования своей собственностью, административно-хозяйственные управленческие функции, оставляя за собой права распоряжения. Видение о партнерстве представляется как о симбиозе — реализации возможностей и ресурсов контрагентов государственного и частного секторов. При этом каждая из сторон выполняет то, что ей удается лучше всего. Так, ключевым в деятельности правительства является осуществление услуг в соответствии со стратегическими приоритетами. Для частного же сектора важно оказать услуги по наиболее приемлемой цене.

В современном понимании хозяйственное партнерство государства и частного бизнеса — это институциональный и организационный альянс между государством и частным бизнесом в целях реализации масштабных, национальных и международных, общественно-значимых проектов в широком спектре сфер деятельности — от развития стратегически важных отраслей промышленности и НИОКР до обеспечения общественных услуг. Частный бизнес в качестве своего вклада несет опыт, эффективное управление, передовую технологию и технику, гармоничную для бизнеса институциональную среду. Государство вносит свой вклад в виде собственности, налоговых льгот, правовых гарантий частному бизнесу, иногда и финансовые средства. Государство оставляет за собой функции контроля, регулирования с целью соблюдения общественных интересов. Прибыли распределяются пропорционально рискам, которые принимает на себя каждая из сторон.

С позиций права сложились два типа организации ГЧП:

эволюционное формирование института ГЧП в рамках действующей правовой системы законодательства (характерно для государств с развитой системой);

формирование ГЧП на основе разработки институционального и правового полей, обеспечивающих его создание, функционирование и развитие (32).

В последнем случае концессии могут создаваться и организовывать свою деятельность, опираясь на специально разработанные законодательные акты и регламентирующие главные стороны их деятельности положения, которые должны на начальном периоде восполнять отсутствие или неполноту контрактного права. Главную роль инициатора и гаранта в системе ГЧП играет государство

Концессия как форма государственно-частного партнерства получил; широкое распространение. Партнерские отношения в форме концессии обеспечивают концессионеру:

получение объекта концессии без права собственности на основные средства, которые остаются в собственности государства;

права собственности на произведенную на концессионном предприятии продукцию;

практически полную административно-хозяйственную независимость.

Любая из форм партнерства предполагает представление государством широких прав в принятии инвестиционных, административно-хозяйственных

и управленческих решений, распределении рисков. Во всей мировой экономике конец XX — начало XXI в.в. характеризуется притоком частного капитала в инфраструктурную сферу, как один из способов перехода к рыночным формам государственного участия в развитии социально значимых проектов, поддержке инвестиционной деятельности. Закон «О концессионных соглашениях» устанавливает перечень категорий объектов, которые могут быть предметом концессионного соглашения, среди них включены объекты соци­ального назначения: объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта и иные объекты социально-культурного и социально-бытового назначения, а так же объекты, используемые для осуществления лечебно-профилактической, медицинской деятельности. Заслуживает внимания опыт применения концессионных соглашений в Казахстане, где закон «О концес­сиях» был принят только в 2006 году, но в кратчайшие сроки был утвержден Перечень объектов предлагаемых к передаче в концессию на 2007-2009 годы и определены объекты, которые не могут быть переданы в концессию. Следует отметить, что государство ввело запрет на передачу в концессию объектов учреждений оказывающих социально-значимые услуги. Но, несмотря на столь жесткую позицию в использовании данной формы ГЧП, интерес бизнеса к сотрудничеству с государством в социальной сфере не только не снизился, но развивается и приобретает новые формы (19).

Государственно-частное партнерство получает свое развитие в инновационной сфере.

Примером успешно работающих партнерств являются важнейшие инновационные проекты. Реализация важнейших инновационных проектов государственного значения является на сегодняшний день одной из наиболее успешных форм взаимодействия государства и частного предпринимательства. Получают дальнейшее развитие инновационные организационные формы такие, как бизнес инкубаторы, технопарки, инновационно-технологические центры. Повышается роль наукоградов в государственно-частном партнерстве (19).

Государственно-частное партнерство способно снизить нагрузку на бюджеты различных уровней, при сложившемся объеме финансирования осуществлять реализацию значительного числа инвестиционных процессов и качественно улучшить положение в таких сферах, как создание социальной инфраструктуры, сооружение общественно-значимых объектов, развить рынок социальных услуг.