Понятие научной рациональности.
Проблема критериев периодизации науки.
Этапы развития науки, приводящие к качественно новым ее состояниям, выделяются на разных основаниях.
На основе культурно-исторического подхода к исследованию науки, который делает акцент на изучении науки как органической части культуры, выделяются следующие культурно-исторические типы науки:
1) древняя пранаука (Вавилон, Шумеры, Древний Египет (ей присущи такие черты, как: непосредственная связь с практикой, рецептурный, эмпирический, сакрально-кастовый и догматический характер знания);
2) античная наука (VI в. до н.э. – III в. н.э.) (характеризуется созерцательностью, установкой на внутреннюю самодостаточность, логической независимостью от практики, логической доказательностью знания, системностью, методологической рефлексивностью, демократизмом, открытостью критике);
3) средневековая европейская наука (VI – XVв.в.) (ей свойственны теологизм, телеологизм, герменевтика, схоластика, догматизм)
4) классическая (XVII – XIX в.в.)
5) неклассическая (начало XX в.– 70-е годы XX в.)
6) постнеклассическая (70-е годы XX в.) (См.: С.А.Лебедев. Философия науки: краткая энциклопедия. М., Академический проект, 2008. С.44 -46).
Характерные черты трех последних этапов развития науки мы рассмотрим более подробно.
Академик Степин В.С. три первых перечисленных периода развития научного знания относит к этапу преднауки, наука же в собственном смысле слова возникает лишь в ХVI – XVII в.в. в связи с отделением наук о природе (вначале физики, затем химии, геологии, биологии и т.д.) от философии [20, с.54]. В период преднауки единственной формой теоретического знания была философия. Переход от преднауки к науке сначала осуществился в математике, затем в естественных науках и, наконец, в технических и социально-гуманитарных науках. Развитой науке свойственно теоретическое исследование, основанное на относительно самостоятельном оперировании идеализированными объектами и способное открывать новые предметные обрасти до того, как они начинают осваиваться практикой.
Рассмотрим этапы развития собственно науки. Они выделяются В.С. Степиным согласно типам научной рациональности. Что такое рациональность?
Действие называется рациональным, если оно эффективно и с наименьшей тратой сил достигает своей цели. По аналогии можно сказать, что те научные действия являются рациональными, которые позволяют наиболее кратким путем приблизиться к истине. В основе научной рациональности лежат представления об обязательных процедурах познавательной деятельности, которые обеспечивают постижение истины.Рациональность в самом общем смысле – способность познавать мир согласно общим принципам, открываемым мышлением, в основе рациональности лежит убеждение в том, что мир познаваем в своей сути именно посредством мышления. Для рационального познания характерно «наличие концептуального аппарата, моделирование реальности в системе понятийных конструкций науки, надстраивающихся над обыденными представлениями о мире. Обеспечивая проникновение человеческой мысли в слои реальности, недоступные неспециализированному обыденному сознанию, рациональное сознание в то же время создает особый мир идеальных конструкций, «теоретический мир»… [25,8].
Научная рациональность – некий эталон научности знания, некая система норм и оснований, позволяющих оценить ту или иную деятельность как научную или ненанучную. Научная рациональность характеризуется стремлением к максимально достижимой определенности, точности, доказательности, объективной истинности знания. По сути дела, критерии научности знания, являются также и критериями научной рациональности.
История науки показывает, что эталоны рациональности могут меняться, и то, что сегодня признается иррациональным, на следующем этапе развития знания может быть признано сначала не классически рациональным, лишь частично соответствующим идеалу научности, а затем и рациональным.
«В эпохи глобальных научных революций, когда перестраиваются все компоненты оснований науки, происходит изменение типа научной рациональности. Можно выделить три их основных исторических типа: классическую, неклассическую и постнеклассическую. Классическая наука полагает, что условием получения истинных знаний об объекте является элиминация при теоретическом описании и объяснении всего, что относится к субъекту, его целям и ценностям, средствам и операциям его деятельности. Неклассическая наука (ее образец – квантово-релятивисткая физика) учитывает связь между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности, в которой обнаруживается и познается объект. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире). Постнеклассический тип научной рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ее ценностно-целевыми структурами» [20, с.712-713]. В основе различения типов научной рациональности, как видим, лежит различие в понимании отношения субъекта и объекта познания, разная мера осознания того, как свойства самого субъекта отражаются на его знаниях об объекте. Само понятие «субъект познания» отнюдь не однозначно, как уже отмечалось. В любом случае субъект научного познания (отдельный исследователь, группа ученых, сообщество ученых) является частью социума, разделяет общее мировоззрение своей эпохи, его сознание формируется под влиянием множества социокультурных факторов. Современная философия науки делает предметом рассмотрения, как культурное и историческое содержание входит в состав научных теорий.
Несколько иная типология основных стадий развития науки разрабатывается, исходя из хронологии научных революций, так как каждая глобальная научная революция дает начало новому этапу развития науки.