Наука и ее специфические черты.

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных знаний о мире и их систематизацию. Наука включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ей законов.

Наряду с научным познанием существуют и такие, как:

-обыденное познание

- философское

- религиозное

- художественное.

Все эти виды познания необходимы для человека, так как они дают ему информацию о мире, позволяющую ему ориентироваться в нем, решать свои жизненные задачи, определять свое место в нем и проч. В чем отличие научного познания от остальных видов познания, т.е. в чем заключаются специфические черты науки? Для того чтобы решить эту проблему, необходимо выделить критерии научности знания, ибо на основе их проводится различие между научным и другими видами познания.

Это, прежде всего:

- критерий объективности знания: наука должна описывать объект таковым, каков он есть на самом деле;

- критерий обоснованности (доказательности):статус научного знание получает в том случае, если оно подтверждено опытом или экспериментами (т.е. научно организованным опытом) – это называется эмпирическим подтверждением, или обоснованно логически – это называется логическим доказательством;

- критерий эссенциалисткий: наука направлена на познание сущности (лат. Essencia – сущность) предмета;

- критерий интерсубъективности: результаты научного познания должны быть общезначимыми, т.е. признаваться всеми, иметь независимый от индивида характер; научное знание, полученное одним исследователем, должно быть воспроизводимо в опытах и теоретических построениях другими исследователями;

- критерий истинности: знание должно соответствовать своему предмету, из этого критерия следует следующий –

-критерий предметности: если нет познаваемого предмета, то нет и знания;

- критерий систематичности научного знания – весь массив знаний организуется на основе общих принципов.

Заметим, что каждый признак в отдельности не конституирует определенность науки. Истинным может быть и философское, и обыденное знание. Интерсубъективным, общезначимым может быть и «всеобщее заблуждение». Признак системности, реализованный обособленно от других, обусловливает лишь «наукообразность», видимость обоснованности. И только одновременная реализация этих признаков в известном результате познания в полной мере определяет его научность.

В философии науки ХХ в. очень остро стояла проблема демаркации – поиск критериев, с помощью которых мы можем «провести черту» между научным и ненаучным знанием. В неопозитивистской философии был выдвинут принцип верификации, согласно которому научным признается то знание, которое подтверждено опытом и экспериментами. К.Поппер, отец постпозитивизма, для отличия научного знания от ненаучного, выдвинул принцип фальсификации. Согласно этому принципу, лишь то знание научно, которое в принципе может быть опровергнуто экспериментами. То, относительно чего невозможны никакие эксперименты, не является научным знанием. Так что к вышеперечисленным критериям научного знания можно причислить критерий верификации и критерий фальсификации, хотя, надо заметить, они в какой-то мере лишь конкретизируют критерий обоснованности результатов научного познания.