Применение концепции устойчивого темпа роста в управлении предприятием

Условие экономического роста предприятия:

Потенциал развития предприятия наращивается, если выполняется условие:

tc< tв< tп< tрп< tит,

где tс – темп роста себестоимости продукции;

tв – темп роста выручки;

tс – темп роста прибыли;

tрп – темп роста прибыли, реинвестированной в производство;

tит – темп роста инновационных технологий.

1) Первое неравенство означает, что экономический потенциал предприятия возрастает, т.е. масштабы его деятельности увеличиваются, что по сравнению с увеличением экономического потенциала объем реализации возрастает более высокими темпами, т.е. ресурсы предприятия используются более эффективно, повышается отдача с каждого рубля, вложенного в предприятие.

2) Из второго неравенства видно, что прибыль возрастает опережающими темпами, что свидетельствует, как правило, об имеющемся в отчетном периоде относительном снижении издержек производства и обращения как результат действий направленных на оптимизацию технологического процесса.

3) Увеличение прибыли более высокими темпами по сравнению с ростом объёма продаж и себестоимостью продукции свидетельствует о том, что ресурсы предприятия используются эффективно и имеются возможности для устойчивого развития.

4) Увеличение темпов роста реинвестированной прибыли и инновационных технологий становится условием выживания предприятия, повышением конкурентоспособности продукции, что, в конечном счете, увеличивает прибыльность предприятия. В связи с этим, для устойчивого развития предприятию необходимо с увеличением общей выручки пропорционально увеличивать часть реинвестируемой в производство прибыли и авансированного капитала, идущего на нововведения, делая, таким образом, предприятие инновационно активным.

Руководство предприятий всегда стремятся к увеличению темпов экономического роста, т.е. увеличению выпуска и реализации продукции, забывая при этом о финансовых проблемах. Оказывается, что, стремясь к высокому росту, они попадают в порочный круг вечного дефицита денег. Ведь ускоренный рост очень остро нуждается в финансировании. И все, что предприятие зарабатывает в виде доходов, оно вынуждено инвестировать в собственное развитие. Им кажется, что вопрос можно решить за счет привлечения займов, но рано или поздно при определенном уровне маржи они достигнут критической отметки финансового левериджа, и кредитоспособность резко пойдет вниз. И самый вероятный исход при такой политике — банкротство.

В случае, когда общие стратегические и маркетинговые цели развития диктуют темпы роста, превышающие устойчивые руководству предприятия рекомендуется следующая последовательность действий:

1. Обязательно рассчитать темпы устойчивого роста.

2. Определить реальные темпы роста и зафиксировать стратегический разрыв между реальными и устойчивыми темпами роста.

3. Приступить к формированию финансовых решений и выработке финансовой политики.

4. Рассмотреть возможный перечень финансовых стратегий, выбрать лучшую и принять оптимальное решение.

Однако прежде, чем приступить к финансовым решениям, очень важно определить, сколь длительным окажется разрыв в реальных и устойчивых темпах роста. Если приращение темпов роста займет непродолжительное время и очень скоро предприятие попадет в стадию насыщения, то проблема решается просто. На этот короткий промежуток времени предприятию лучше всего взять взаймы. Попав в стадию насыщения и получив «избыток» денег, превышающий его инвестиционные потребности, предприятие сможет вернуть долги.

Если разрыв между реальными и устойчивыми темпами роста окажется долговременным, необходимо рассмотреть набор возможных решений, постараться выбрать наилучший и выработать финансовую стратегию.

 

3. Для роста продаж необходимо увеличение активов предприятия. Это увеличение может покрываться лишь за счет роста нераспределенной прибыли и пропорционального приращения пассивов. Таким образом, устойчивые темпы роста предприятия - это темпы роста собственного капитала предприятия, источником которого служит пераспределенная прибыль. Приведем зависимость, описывающую устойчивый рост:

g = Р х R х А х Т

где g – темпы устойчивого роста;

P – норма прибыли;

R – норма накопления прибыли;

А – оборачиваемость активов;

Т ‑ активы, соотнесенные с собственным капиталом на начало периода (финансовый леверидж, или доля заемного капитала).

Анализ данной зависимости показывает, что любые колебания в темпах роста ависят хотя бы от одного из четырех указанных параметров, то есть стремление к высоким темпам развития предприятия должно сопровождаться радикальными изменениями в его финансовой политике.

За счет чего можно финансировать ускорение темпа роста предприятия?

1) Эмиссия акций: продажа новых акций приводит к росту собственного капитала и практически к неограниченным возможностям привлечения заемного капитала. Однако почему эмиссию акций в финансовом менеджменте принято называть «пожарным» источником финансирования? Если мы выбираем эту финансовую стратегию, то неизбежно сталкиваемся с несколькими очень сложными проблемами.

1. фондовый рынок малоэффективен, и продать акции будет очень трудно

2. реализации акций необходимо организовать трудоемкий и дорогостоящий процесс прямого поиска инвесторов

3. Без активной торговли акциями на фондовом рынке потенциальный инвестор вряд ли соберется покупать неликвидные акции, да еще по рыночной цене. Может он и сделает это, но лишь в том случае, если получит гарантии и/или станет совладельцем компании. Таким образом, круг инвесторов оказывается весьма ограниченным.

2) Теперь обратимся к анализу нормы накопления. Первое, что не стоит забывать, это то, что чистая прибыль после выплаты дивидендов по привилегированным акциям делится на две части: на дивидендную прибыль и на нераспределенную прибыль. Если акционеры не будут получать дивиденды, цена акций непременно рано или поздно упадет. Большая часть акционеров начнет продавать свои акции в надежде купить те, которые смогут приносить текущий доход. И над руководством нависнет угроза поглощения.

Снять напряжение сможет рост прибыли. При этом следует помнить одно, но важное ограничение: прибыль нельзя увеличить за счет роста объема продаж. Как увеличить прибыль, не увеличивая объем продаж?

- можно повысить цены, сократив рост массы продаж и решив тем самым проблемы дополнительного финансирования

- Можно сократить затраты: Себестоимость реализованной продукции будет расти пропорционально росту продаж, операционные расходы тоже будут возрастать: с увеличением объема продаж обязательно будут расти и амортизация, и затраты на рекламу. И все, что мы сможем сделать – это попытаться сократить расходы на содержание административно-управленческого персонала.

3) Ускорение оборачиваемости активов обусловлено либо ростом объема продаж, что в нашем случае неприемлемо, либо сокращением размера активов.

Повышение темпов роста неизбежно приведет к росту абсолютных размеров запасов. Правомерно ставить вопрос об оптимизации уровня запасов применительно к новым, ускоренным темпам развития, внедрять современную систему мониторинга запасов.

Размер дебиторской задолженности прямо пропорционален масштабу производства и объему продаж. Чем больше объем продаж, тем больше размеры торгового кредита, которые прямо влияют на объем задолженности перед дебиторами. Таким образом, рассчитывая на ускорение оборачиваемости активов, вряд ли правомерно полагаться на сокращение дебиторской задолженности. Правильней было бы ставить вопрос о создании системы управления дебиторской задолженностью, в которой предусмотрены нструменты и схемы ее своевременного погашения.

Безусловно, можно отказаться от клиентов, которые не очень стремятся платить по обязательствам, и таким образом снизить дебиторскую задолженность. Можно также постараться сократить медленно оборачивающиеся запасы. Однако все это имеет отношение к стратегии вертикальной интеграции.

Вертикальная интеграция – это важнейшая часть финансовой стратегии предприятия, результатом которой является высвобождение активов и, как следствие, ускорение их оборота. В простейшем случае высвобождение активов может происходить за счет расширения числа смежников или за счет развития фрэнчайзных отношений, т.е. за счет передачи не основных, а периферийных видов деятельности своим партнерам.

Существует еще одна реальная возможность повышения доходности – это принять решение о слиянии (кстати, вертикальная интеграция – одна из форм слияний). Т.Е. о добровольном соглашении двух сторон, одна из которых испытывает денежный дефицит (развивающийся вид деятельности), а у другой, наоборот, есть излишки денег, и она ищет объект для инвестиций, приносящих доход.

4) Финансовый леверидж.

Следуя классической формуле Дюпона, становится понятным, что повышение финансового левериджа, а это есть ни что иное, как увеличение доли заемного капитала в общем объеме совокупного капитала компании, приводит к росту доходности. Однако увеличение доли заемного капитала имеет свои естественные пределы, которые можно охарактеризовать возрастанием рисков и издержек. По мере увеличения левериджа растут риски и издержки по привлечению заемного капитала. Т.о. нужно определять некий оптимальный уровень финансового левериджа и, как следствие, необходимый и достаточный для предприятия размер заемного капитала.

Таким образом, для региональных промышленных предприятий устойчивые (необходимые) темпы роста можно увеличить за счет:

1) увеличения доли собственного капитала в структуре источников финансирования;

2) повышения эффективности использования оборотных активов;

3) снижения уровня выплачиваемых дивидендов и иных платежей собственникам предприятий;

4) отказ от малорентабельной производственной деятельности;

5) применение аутсорсинга по отдельным направлениям деятельности;