Неоконсерватизм (28).

Идеи консерватизма относительно организации политической, экономической, социальной и духовной сфер общества (27-28).

Неолиберализм (25-26).

В 1930-е годы сформировался неолиберализм. Идея саморегулируемой экономики оказалась устаревшей. Пересмотрели функции государства. Причиной этого были экономические кризисы, спад производства и рост безработицы, что может способствовать нарастанию революционных идей.

Представители: Дж. Кейнс, Дж. Роулз

Основная идея:

Признание позитивной роли государства в социально – экономической жизни общества. Государство должно (кроме внешней и внутренней защиты):

- защита предприятий и рынка от угрозы монополизма

- разработка стратегии экономического развития

- защита слабых и нуждающихся (идея социального общества)

- государство становится субъектом собственности в обществе (наличие общественной собственности).


18 век в Западной Европе

Представители: Мёстр, бёрк, Бональд

Основные идеи:

- человеческий разум ограничен

- есть нерушимый порядок, установленный божественной силой

- отрицание того что полюбому будет социальный прогресс

- общество нельзя перестраивать оно имеет хрупкую структуру

- свобода человека относительна в рамках необходимых ограничений

- интересы нации и государства выше индивидуальных

- традиционализм (необходимость сохранения утвердившихся идеалов и ценностей в обществе)

 

Идеи относительно основных сфер общества:

Экономические идеи:

- экономика должна строится на основе частной собственности и свободного рынка

- государство не должно вмешиваться в экономику

Политические идеи:

- понятие свободы чуждо человеку

- революция в обществе никому не нужна, все итак хорошо

- демократия есть низшая форма политической жизни

- обществом должна управлять элита

- государство должно иметь приоритет над обществом

Социогуманитарные идеи:

- обязательна иерархия (неравенство)

- социальная структура неизменна, социальные вертикальные перемещения нежелательны

- равенство может быть в морали и добродетели

- индивид не должен ждать помощи от государства.

 

Вторая половина 20 века. Стали распространяться идеи неолиберализма.

Представители: Бжезинский, Бэлл, Арон

Идеи:

- оставить вмешательство государства в экономику, но ограничить это вмешательство, так как оно мешает экономическому росту

- внедрение социальной политики; помощи слабым и нуждающимся до момента их экономической стабильности; если не хотят исправляться, то прекратить помощь

- сохранение политической и социальной стабильности, что приоритетно по отношению к свободе личности

- демократия возможна, если в нее будут входить элитарные слои общества, способные управлять

- научно – технический прогресс необходим, должен быть организованным и постепенным.
Идеи социал-демократической идеологии относительно организации политической, экономической, социальной и духовной сфер общества (29-31).

До него были утопический социализм, критически – утопический социализм, радикально – революционный социализм (марксизм).

Возник в конце 19 века. Идеология социализма раскалывается на радикально – революционный социализм и социал – демократизм (социал – реформизм), последний из которых становится одним из влиятельнейших в мире.

Представители: Каутский, Бернштейн

Основные идеи:

- идеальное общество основано на принципе социального равенства

- буржуазия и пролетариат являются скорее партнерами и противоречия между ними улаживаются мирным путем

- путем проведения реформ можно перейти от капитализма к социализму.

 

Идеи относительно основных сфер общества:

Экономические идеи:

- наличие смешанно экономики (частной и общественной собственности), уровень которой регулируется каждой страной в зависимости от экономики

- рыночное и государственное регулирование экономикой

- экономика должна быть социально направлена, удовлетворять нужды всех слоев общества

Политические идеи:

- верховенство закона, независимая судебная власть

- формирование органов власти – свободные выборы

- наличие гарантий прав личности и меньшинства

- смена власти путем выборов, отказ от революции

- наличие разносторонних политических организаций (политический плюрализм)

Социо – гуманитарные идеи:

- люди должны жить в достатке, государство должно их поддерживать (распределение доходов, всеобщая занятость, доступность всем людям образования, медицины, поддержка малоимущих)

- не должно пресекаться разнообразие в мировоззрении людей.
Республика Беларусь – республика с сильной президентской властью. Полномочия Президента РБ. Система «сдержек» президентской власти (61-62).

Республиканская форма правления имеет 2 разновидности: парламентскую и президентскую.

Полномочия:

- избирается напрямую народом

- формирует правительство, согласовывая отдельные кандидатуры с парламентом

- имеет широкие полномочия при назначении выборов высших должностных лиц

- имеет право на отлагательное вето (право главы государства на пересмотр какого либо закона или статьи, которые уже действуют)

- роспуск парламента.

Президентская власть нужна нам сейчас, так как еще полностью не сформировано демократическое, гражданское общество. Власть быстро реагирует на проблемы и быстро их нейтрализует. Парламентская система наиболее целесообразна при хорошо развитой партийной системе, которая у нас еще не сложилась.

 

Однако деятельность Президента ограничена «сдержками»:

- при назначении людей на ключевые посты (Премьер-Министр, Председатель Верховного Суда, Генеральный Прокурор и др.) нужно согласие парламента

- устанавливаемые Президентом нормы могут быть проверены Конституционным Судом на соответствие Конституции

- Парламент может отменить вето Президента, путем голосования ЗА закон (2/3 и более всех депутатов)

- Парламент дает юридическую силу (ратифицирует) подписанным Президентом международным договорам

- возможна досрочная отставка (импичмент) Президента при недееспособности по состоянию здоровья, в связи с изменой или другим тяжким преступлением.
Реализация институтов демократии в политической системе Республики Беларусь: представительные и непосредственные формы демократии (62-64).

В Конституции РБ закреплена идея демократического государственно – политического устройства (народ является источником государственной власти и носителем суверенитета). При этом народ властвует напрямую (непосредственная форма демократии) и через представительные органы власти (представительная форма демократии).

 

Представительная демократия – воля народа выражается через представителей в определенных органах власти. Отношения между народом и его представителями организуются с помощью выборов, законодательных ограничений компетенций органов власти.

Черты представительной:

- принцип ответственного правления

- общество контролирует институты власти

- наличие института свободных выборов

Представительные институты демократии:

В широком смысле – любой государственный орган центральный или местный. В узком – те, которые формируются посредством выборов.

- Национальное собрание (Парламент РБ)

- Президент

- местные Советы депутатов

В конституции написано, что все граждане имеют равные права доступа к любым должностям, лишь бы была профессиональная и деловая подготовка (не зависимо от сословия, национальной принадлежности, имущественного положения).

 

Непосредственная демократия работает тогда, когда представительная не может обеспечить «правление всего народа». Сюда входит участие в выборах, митингах, собраниях, сборах подписей, обсуждениях законопроектов и т. д. То есть, широкие слои общества участвуют в политических процессах.

Важная форма непосредственной демократии – референдумы республиканского и местного значения. Тут участвуют все граждане, имеющие избирательное право, которые являются в данном случае законодателями, и решения, принятые ими, обязательны, и могут быть отменены только следующим референдумом. Роль референдума – только тут можно изменить 1, 2, 4, 8 разделы Конституции (права, свободы, основы гос. устройства).

 

Другие права граждан, обладающих избирательным правом:

- право законодательной инициативы (не менее 50 тыс. человек)

- отзыв депутата (не менее 20% граждан определенной территории)

- право на проведение референдума (не менее 450 тыс. граждан)

 

Минусы непосредственной: много финансовых затрат на мероприятия, отсутствие персональной ответственности за принятые решения (типа тут все виноваты).

Поэтому у нас и в других демократических странах стоит проблема найти оптимальное соотношение представительной и непосредственной демократии.
Избирательная система в Республике Беларусь (64-67).

Избирательная система РБ соответствует международным стандартам, и ее принципы закреплены в Конституции и Избирательном Кодексе РБ.

Принципы:

- принцип всеобщности (избирательное право имеют все, кроме тех, кому нет 18, недееспособные, лишенные свободы по суду, находящиеся под стражей)

- принцип свободы (избиратель сам решает, голосовать или нет, и за кого голосовать)

- принцип равенства (все одинаково имеют право на один голос на выборах, а также каждый кандидат на выборах имеет равное количество избирателей, это получается созданием одинаковых по количеству избирательных округов в РБ)

- принцип тайности голосования (никто не помешает проголосовать так, как вздумается)

- принцип прямого голосования (при выборе в Национальное собрание и местные Советы).

Во время избирательного процесса есть институт наблюдателей, закрепленный в Избирательном кодексе страны, где указан порядок их поведения. В процессах (выборах, референдумах) могут участвовать депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, представители политических партий, трудовых коллективов, иностранные наблюдатели, СМИ.

Финансирование за подготовку и проведение выборов осуществляется по Конституции за счет государства. Средства на агитационную компанию делятся между кандидатами. В случаях, предусмотренных законом, могут и граждане заплатить и общественные объединения.

По Конституции выборы не могут проходить, когда в стране чрезвычайное и военное положение.

Виды избирательных систем по способу определения результатов: пропорциональная и мажоритарная (в РБ).

Мажоритарная. Кандидат побеждает, набрав 50% голосов плюс один голос. Во втором туре, если он необходим, из двух кандидатов выбирают того, за кого проголосовало больше ЗА и это число превышает тех, кто проголосовал ПРОТИВ. Если на выборах Президента никто не набрал больше половины, во втором туре участвуют двое с максимальным числом голосов. Побеждает тот, кто получил больше половины голосов тех, кто голосовал в повторном голосовании. Выборы считаются состоявшимися, если участвовало более 50% граждан, включенных в список избирателей.