Неоконсерватизм (28).
Идеи консерватизма относительно организации политической, экономической, социальной и духовной сфер общества (27-28).
Неолиберализм (25-26).
В 1930-е годы сформировался неолиберализм. Идея саморегулируемой экономики оказалась устаревшей. Пересмотрели функции государства. Причиной этого были экономические кризисы, спад производства и рост безработицы, что может способствовать нарастанию революционных идей.
Представители: Дж. Кейнс, Дж. Роулз
Основная идея:
Признание позитивной роли государства в социально – экономической жизни общества. Государство должно (кроме внешней и внутренней защиты):
- защита предприятий и рынка от угрозы монополизма
- разработка стратегии экономического развития
- защита слабых и нуждающихся (идея социального общества)
- государство становится субъектом собственности в обществе (наличие общественной собственности).
18 век в Западной Европе
Представители: Мёстр, бёрк, Бональд
Основные идеи:
- человеческий разум ограничен
- есть нерушимый порядок, установленный божественной силой
- отрицание того что полюбому будет социальный прогресс
- общество нельзя перестраивать оно имеет хрупкую структуру
- свобода человека относительна в рамках необходимых ограничений
- интересы нации и государства выше индивидуальных
- традиционализм (необходимость сохранения утвердившихся идеалов и ценностей в обществе)
Идеи относительно основных сфер общества:
Экономические идеи:
- экономика должна строится на основе частной собственности и свободного рынка
- государство не должно вмешиваться в экономику
Политические идеи:
- понятие свободы чуждо человеку
- революция в обществе никому не нужна, все итак хорошо
- демократия есть низшая форма политической жизни
- обществом должна управлять элита
- государство должно иметь приоритет над обществом
Социогуманитарные идеи:
- обязательна иерархия (неравенство)
- социальная структура неизменна, социальные вертикальные перемещения нежелательны
- равенство может быть в морали и добродетели
- индивид не должен ждать помощи от государства.
Вторая половина 20 века. Стали распространяться идеи неолиберализма.
Представители: Бжезинский, Бэлл, Арон
Идеи:
- оставить вмешательство государства в экономику, но ограничить это вмешательство, так как оно мешает экономическому росту
- внедрение социальной политики; помощи слабым и нуждающимся до момента их экономической стабильности; если не хотят исправляться, то прекратить помощь
- сохранение политической и социальной стабильности, что приоритетно по отношению к свободе личности
- демократия возможна, если в нее будут входить элитарные слои общества, способные управлять
- научно – технический прогресс необходим, должен быть организованным и постепенным.
Идеи социал-демократической идеологии относительно организации политической, экономической, социальной и духовной сфер общества (29-31).
До него были утопический социализм, критически – утопический социализм, радикально – революционный социализм (марксизм).
Возник в конце 19 века. Идеология социализма раскалывается на радикально – революционный социализм и социал – демократизм (социал – реформизм), последний из которых становится одним из влиятельнейших в мире.
Представители: Каутский, Бернштейн
Основные идеи:
- идеальное общество основано на принципе социального равенства
- буржуазия и пролетариат являются скорее партнерами и противоречия между ними улаживаются мирным путем
- путем проведения реформ можно перейти от капитализма к социализму.
Идеи относительно основных сфер общества:
Экономические идеи:
- наличие смешанно экономики (частной и общественной собственности), уровень которой регулируется каждой страной в зависимости от экономики
- рыночное и государственное регулирование экономикой
- экономика должна быть социально направлена, удовлетворять нужды всех слоев общества
Политические идеи:
- верховенство закона, независимая судебная власть
- формирование органов власти – свободные выборы
- наличие гарантий прав личности и меньшинства
- смена власти путем выборов, отказ от революции
- наличие разносторонних политических организаций (политический плюрализм)
Социо – гуманитарные идеи:
- люди должны жить в достатке, государство должно их поддерживать (распределение доходов, всеобщая занятость, доступность всем людям образования, медицины, поддержка малоимущих)
- не должно пресекаться разнообразие в мировоззрении людей.
Республика Беларусь – республика с сильной президентской властью. Полномочия Президента РБ. Система «сдержек» президентской власти (61-62).
Республиканская форма правления имеет 2 разновидности: парламентскую и президентскую.
Полномочия:
- избирается напрямую народом
- формирует правительство, согласовывая отдельные кандидатуры с парламентом
- имеет широкие полномочия при назначении выборов высших должностных лиц
- имеет право на отлагательное вето (право главы государства на пересмотр какого либо закона или статьи, которые уже действуют)
- роспуск парламента.
Президентская власть нужна нам сейчас, так как еще полностью не сформировано демократическое, гражданское общество. Власть быстро реагирует на проблемы и быстро их нейтрализует. Парламентская система наиболее целесообразна при хорошо развитой партийной системе, которая у нас еще не сложилась.
Однако деятельность Президента ограничена «сдержками»:
- при назначении людей на ключевые посты (Премьер-Министр, Председатель Верховного Суда, Генеральный Прокурор и др.) нужно согласие парламента
- устанавливаемые Президентом нормы могут быть проверены Конституционным Судом на соответствие Конституции
- Парламент может отменить вето Президента, путем голосования ЗА закон (2/3 и более всех депутатов)
- Парламент дает юридическую силу (ратифицирует) подписанным Президентом международным договорам
- возможна досрочная отставка (импичмент) Президента при недееспособности по состоянию здоровья, в связи с изменой или другим тяжким преступлением.
Реализация институтов демократии в политической системе Республики Беларусь: представительные и непосредственные формы демократии (62-64).
В Конституции РБ закреплена идея демократического государственно – политического устройства (народ является источником государственной власти и носителем суверенитета). При этом народ властвует напрямую (непосредственная форма демократии) и через представительные органы власти (представительная форма демократии).
Представительная демократия – воля народа выражается через представителей в определенных органах власти. Отношения между народом и его представителями организуются с помощью выборов, законодательных ограничений компетенций органов власти.
Черты представительной:
- принцип ответственного правления
- общество контролирует институты власти
- наличие института свободных выборов
Представительные институты демократии:
В широком смысле – любой государственный орган центральный или местный. В узком – те, которые формируются посредством выборов.
- Национальное собрание (Парламент РБ)
- Президент
- местные Советы депутатов
В конституции написано, что все граждане имеют равные права доступа к любым должностям, лишь бы была профессиональная и деловая подготовка (не зависимо от сословия, национальной принадлежности, имущественного положения).
Непосредственная демократия работает тогда, когда представительная не может обеспечить «правление всего народа». Сюда входит участие в выборах, митингах, собраниях, сборах подписей, обсуждениях законопроектов и т. д. То есть, широкие слои общества участвуют в политических процессах.
Важная форма непосредственной демократии – референдумы республиканского и местного значения. Тут участвуют все граждане, имеющие избирательное право, которые являются в данном случае законодателями, и решения, принятые ими, обязательны, и могут быть отменены только следующим референдумом. Роль референдума – только тут можно изменить 1, 2, 4, 8 разделы Конституции (права, свободы, основы гос. устройства).
Другие права граждан, обладающих избирательным правом:
- право законодательной инициативы (не менее 50 тыс. человек)
- отзыв депутата (не менее 20% граждан определенной территории)
- право на проведение референдума (не менее 450 тыс. граждан)
Минусы непосредственной: много финансовых затрат на мероприятия, отсутствие персональной ответственности за принятые решения (типа тут все виноваты).
Поэтому у нас и в других демократических странах стоит проблема найти оптимальное соотношение представительной и непосредственной демократии.
Избирательная система в Республике Беларусь (64-67).
Избирательная система РБ соответствует международным стандартам, и ее принципы закреплены в Конституции и Избирательном Кодексе РБ.
Принципы:
- принцип всеобщности (избирательное право имеют все, кроме тех, кому нет 18, недееспособные, лишенные свободы по суду, находящиеся под стражей)
- принцип свободы (избиратель сам решает, голосовать или нет, и за кого голосовать)
- принцип равенства (все одинаково имеют право на один голос на выборах, а также каждый кандидат на выборах имеет равное количество избирателей, это получается созданием одинаковых по количеству избирательных округов в РБ)
- принцип тайности голосования (никто не помешает проголосовать так, как вздумается)
- принцип прямого голосования (при выборе в Национальное собрание и местные Советы).
Во время избирательного процесса есть институт наблюдателей, закрепленный в Избирательном кодексе страны, где указан порядок их поведения. В процессах (выборах, референдумах) могут участвовать депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, представители политических партий, трудовых коллективов, иностранные наблюдатели, СМИ.
Финансирование за подготовку и проведение выборов осуществляется по Конституции за счет государства. Средства на агитационную компанию делятся между кандидатами. В случаях, предусмотренных законом, могут и граждане заплатить и общественные объединения.
По Конституции выборы не могут проходить, когда в стране чрезвычайное и военное положение.
Виды избирательных систем по способу определения результатов: пропорциональная и мажоритарная (в РБ).
Мажоритарная. Кандидат побеждает, набрав 50% голосов плюс один голос. Во втором туре, если он необходим, из двух кандидатов выбирают того, за кого проголосовало больше ЗА и это число превышает тех, кто проголосовал ПРОТИВ. Если на выборах Президента никто не набрал больше половины, во втором туре участвуют двое с максимальным числом голосов. Побеждает тот, кто получил больше половины голосов тех, кто голосовал в повторном голосовании. Выборы считаются состоявшимися, если участвовало более 50% граждан, включенных в список избирателей.