Идеология: сущность, структура, функции (9-11,13-14) .
Идеология – учение об идеях. В широком смысле – совокупность идей, основных принципов, идеалов, лежащих в основе любой социальной деятельности (идеология маркетинга). В ОИБГ идеология – является совокупностью принципов и идеалов по решению социальных проблем посредством госвласти.
Идеология – дает знания и объясняет социальные процессы общества с точки зрения определенных соцгрупп этого общества. Это комплексная система знаний, которая «собирается» из различных сфер и наук.
Идеология есть совокупность философских, этических, правовых, экономических идей и идеалов, отражающих и объясняющих социальные процессы с точки зрения интересов конкретных социальных групп, классов, которые обосновывают необходимость их реализации с помощью государственной власти.
Структура
I. Система знаний об обществе в целом + совокупность идей и ценностей, которые определяют цели определенной социальной группы.
II. По степени приближения к массовому сознанию:
1) теоретико-концептуальный (на этом уровне обосновываются основные идеологические принципы движений с помощью различных наук (политологии, социологии, этики и др.); высший уровень идеологии представлен идеями и теориями из литературных сочинений, где описано идеальное общество.
2) программно-политический (тут общие идеи конкретизируются политическими партиями и движениями и появляются на ТВ, в газетах, книгах.
3) обыденный, актуализированный (идеология подается в образно-ассоциативной форме для индивидуального и группового сознания масс, которые занимают важное место участие в жизни политических партий и движений; они оценивают цели и идеи и участвуют в легитимации (обосновании правомерности) сил на власть.
III. Содержание идей и целей каждой идеологии включает следующие аспекты:
- философско-мировоззренческая, культурно-историческая, политическая, экономическая, социогуманитарная.
Функции идеологии:
1) информационно – познавательная (дает некую совокупность знаний об обществе, представление о нем).
2) репрезентативная (показывает сформулированные идеи и цели определенной социальной группы для общества, что позволяет ей включиться в политические процессы).
3) ориентационная (идеология предлагает конкретные цели и направления политического движения).
4) мобилизационная (побуждает политиков к определенным социальным действиям; используя ориентационную функцию субъект идеологии, имеющий подтверждение правильности своих идей, становится мотиватором).
5) интеграционная (способствует сплочению того класса, интересы которого отражает).
6) воспитательно – социализирующая (идеология формирует политическое сознание, политическую культуру индивидов).
Классификация политических идеологий (12-13).
1) - официальные (государственные) (находятся у власти)
- оппозиционные (стремятся к власти)
2) - стремящиеся сохранить существующий порядок (не каждая гос. идеология стремится к консерватизму)
- стремящиеся преобразовать существующий порядок (не каждая оппозиция стремится к преобразованию)
3) - классовые (рабовладельческие, буржуазные, крестьянские, пролетарские)
- национальные
- государственные
4) историческая классификация:
- идеология доиндустриального общества (в основе идеологии стоит религия)
- идеология индустриального общества (связаны с возникновением централизованных государств; либерализм, консерватизм, социализм).