Донаучный этап развития
В рамках первобытного общества происходит зарождение протохимии – первоначальное накопление знаний происходило в области ремесленной прикладной химии:
- высокотемпературные процессы (металлургия, стеклоделие, керамика);
- получение красителей (минеральных и органических), косметических средств, ядов, лекарств, освоение бальзамирования;
- использование брожения для переработки органических веществ.
- Широкое распространение получила обработка и подделка драгоценных камней.
- Кроме меди и железа древние знали такие металлы, как золото, свинец, олово, ртуть и их сплавы. Из свинца, например, отливали культовые фигуры, украшения, статуэтки.
Первый этап – натурфилософический или античный (V в. до н.э. – V в. н.э.)
В рамках естествознания наблюдается физико-биолого-химический синкретизм. Философы строили умозрительные схемы, объяснявшие происхождение и развитие жизни. Выделилось 2 взгляда:
1 – религиозно-идеалистический. Жизнь возникла как результат божественного творческого акта – креационизм и поэтому всем существам свойственна особая, независимая от материального мира «жизненная сила» (vis vitalis), которая и направляет все процессы жизни (витализм).
2 – материалистический. Живое может возникнуть из неживого, органическое из неорганического под влиянием естественных факторов (Анаксимандр, Эмпедокл)
Философы: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Демокрит, Аристарх Самосский, Птолемей, Платон, Аристотель рассуждают о 4 космических стихиях – воде, земле, воздухе и огне. Этот не те химические системы – газовые, жидкие, твердые, дисперсные – о которых толкуют современные химики.
И даже об атомах (Левкипп, Демокрит). Но атомы – это некие сущности, наделенные весьма необычными свойствами, не теми, о которых рассуждают современные химики.
Система химического знания – зачаточное, слабо детализированное.
Господствующий метод интерпретации – Наивно-философский
Не знали химических формул и не писали уравнений химических реакций.
В эпоху эллинизма появляется алхимия,которая складывалась на основе слияния прикладной химии египтян с греческой натурфилософией, мистикой и астрологией.
Традиционно создателем алхимии считают Гермеса Трисмегиста. Таково греческое имя легендарного египетского адепта, правителя и бога Тота, или Тахути, отца знаний.
Вплоть до наших дней химическая терминология находится под влиянием этой древней традиции — о чём говорит, например, устойчивое словосочетание «герметично закрытый».
Согласно Зосиме Панополитанскому, жившему в III веке н. э.,[17] когда Египет был римской провинцией, тайны Божественного Гермеса считались эзотерическим искусством, ведомым только священной касте царей-жрецов и их ученикам.
• Тот-Гермес был древнеегипетским богом мудрости и Божественным писцом, изобретателем письменности и предполагаемым автором Книги мёртвых.
• Его часто изображали с головой ибиса, что символизировало его интеллектуальные и духовные достижения, а также с тростниковым стилом и палитрой писца в руках.
• Именно он записывал все поступки человека в течение его жизни, которые затем оглашались в зале загробного суда перед троном Осириса, и он же заносил в свиток приговор, выносимый после взвешивания сердца усопшего в сравнении с его земными деяниями.
• Наконец, он провожал души мёртвых в загробное царство и служил посланником богов; эта роль получила особенно яркое развитие у его греческой и римской ипостасей — Гермеса и Меркурия.