Понятие о 4 концептуальных системах химического знания.
Для того, чтобы решать поставленные перед химией задачи, ученые должны знать:
1. состав вещества,
2. строение вещеста (структуру),
3. Химические процессы.
Эти 3 уровня содержания химического знания развивались на протяжении истории развития химии и рассматриваются как концептуальные системы и уровни химических знаний:
1 – учение о составе вещества,
2 – структурная химия,
3 – учение о химических процессах
С конца ХХ столетия (1970-е ) развивается 4 уровень химического знания, 4 концептуальная система – эволюционная химия. Она предполагает настолько глубокое изучение природы и условий протекания химических процессов (применение катализаторов и др. приспособлений), которые приводят к самоорганизации химических систем.
Каким образом шло развитие химического познания?
3.История химии как науки и Эволюция химических знаний
Главный критерий любой науки и химии в том числе – это подтверждаемость теории. Природа химических веществ и их реакции объясняются с помощью некоторых теорий. И эти теории не любые, а такие, которые подтверждаются практикой. Если теория не подтверждается, то она ненаучна.
С этой точки зрения рассмотрим становление и эволюцию химии.
История химии изучает и описывает сложный процесс накопления специфических знаний, относящихся к изучению свойств и превращений веществ;
её можно рассматривать как пограничную область знания, которая связывает явления и процессы, относящиеся к развитию химии, с историей человеческого общества.
Историю химии принято подразделять на несколько периодов:
1. Донаучный этап развития или Предалхимический период: до III в.
2. Алхимический период: III – XVII вв.
3. Период становления (объединения): XVII – XVIII вв.
4. Период количественных законов: конец XVIII – середина XIX в.
5. Период классической химии: вторая половина XIX в.
6. Современный период: с начала XX в.
Становление и эволюция химии
Исторический период | Система химического знания | Господствующий метод интерпретации |
Античность (V в. до н.э. – V в. н.э.) | Зачаточное, слабо детализированное | Наивно-философский |
Средневековье и Возрождение (VI-XVI вв.). | Алхимическое | Объяснение посредством верховных сил |
1750-1870 | Становление классической химии | Выработка научной атомно-молекулярной теории |
1870-1930 | Классическая химия | Классическая атомно-молекулярная теория |
1930-2001 | Неклассическая химия | Квантовая теория |
Помним Исторические этапы становления науки
I. Классическая наука(до начала XX в.)– включает в себя следующие постулаты: рациональное устройство окружающего мира, статичность и возможность точного причинно-следственного описания событий и явлений в материальном мире (философия механицизма и механистическая картина мира)
II. Неклассическая наука(первая половина XX в.)– характеризуется вероятностью, релятивизмом, нелинейностью, синергетизмом, системностью, структурностью и эволюционизмом (электромагнитная картина мира)
III. Постнеклассическая наука(конец XX в. начало XIX в.)– характеризуется вероятностью, нелинейностью, органицизмом, эволюционизмом, антропологизмом, экологизацией, гуманизацией и глобализацией (квантово-полевая картина мира)
Химия как естественная наука прошла все исторические этапы становления Естествознания: донаучный; первый – натурфилософический или античный (до 16 века); второй – эмпирический или аналитический (механистическое естествознание) 16-18 века; Третий этап – синтетический (классическое естествознание) 19 век; Четвертый этап – современный или интегральный 20 -21 века