Виды рынков

Рис. 6.1. Кругооборот товара и денег

При построении этой модели делается ряд допущений:

− в модели представлены только два хозяйствующих субъекта: домашние хозяйства и фирмы, и отсутствует третий хозяйствующий субъект – государство;

− не учитываются внешнеэкономические связи;

− игнорируются взаимные расчеты между фирмами;

− не рассматривается рынок денежных средств;

− принимается, что все доходы домашних хозяйств превращаются в платежеспособный спрос.

Рассмотрим отдельные составляющие модели.

Рынок товаров сводит вместе домашние хозяйства и фирмы. На этом рынке первые выступают как покупатели, вторые – как продавцы произведенных товаров. На рынке ресурсов их роли меняются: фирмы выступают в качестве покупателей, а домашние хозяйства в роли их продавцов.

Домашние хозяйства получают доход, продавая труд, сдавая в аренду землю и капитал. На получаемый доход, состоящий из заработной платы, процента, ренты, прибыли, домашние хозяйства приобретают необходимые им товары и услуги.

Фирмы, покупая на рынке ресурсов у домашних хозяйств необходимые факторы производства, производят товары, которые продают на рынке товаров в ответ на предъявляемый домашними хозяйствами платежеспособный спрос, образуемый полученными домашними хозяйствами доходами.

Внутренний контур показывает физическое движение товаров и ресурсов (факторов производства) между домашними хозяйствами и фирмами. Потоки ресурсов направлены от домашних хозяйств к фирмам в нижней части внутреннего контура. Товары и услуги, производимые фирмами, движутся в обратном направлении – от фирм к домашним хозяйствам в верхней части контура.

Внешний контур показывает потоки платежей в денежном выражении.

Доходы движутся от фирм к домашним хозяйствам в нижней части контура. Выходящий из сектора домашних хозяйств денежный поток в верхней части контура представляет собой сумму платежей за товары.

Модель кругооборота товара и денег позволяет сформулировать ряд положений, касающихся организации рыночной экономики:

− оплачивая факторы производства, и формируя доходы домашних хозяйств, фирмы сами создают условия реализации произведенных товаров;

− для равновесия всей системы необходимо, чтобы спрос, предъявляемый домашними хозяйствами, равнялся стоимости произведенной продукции;

− стоимостный объем произведенной продукции равен сумме доходов, полученных на вложенные факторы производства.

Рыночная экономика представляет собой совокупность огромного количества самых разнообразных рынков, для которых характерны определенные отличительные черты, и которые можно объединить в определенные группы (см. табл. 6.2).

Таблица 6.2

Критерий группировки Вид рынка
Вид рыночного продукта товаров и услуг, труда, капитала, научно-технических разработок, земли, ценных бумаг, валюты и т.п.
Региональная принадлежность местные, региональные, общенациональ-ные, мировые.
Степень развитости конкуренции совершенной конкуренции, монополизиро- ванные, монопсонические, олигополисти- ческие и др.
Масштабы продаж оптовой торговли, розничной торговли
Степень соблюдения законности легальные, нелегальные, "теневые", "черные".
Степень участия государства саморегулирующиеся, регулируемые, деформированные.

 

Необходимым условием нормального функционирования рынков является наличие рыночной инфраструктуры – совокупности отраслей, систем, фирм, опосредующих акты купли-продажи, совершаемые на рынке.

Основные элементы инфраструктуры современного рынка:

– биржи (товарные, фондовые, валютные и т.п.);

– аукционы, ярмарки и другие формы организационного не биржевого посредничества;

– кредитная система и коммерческие банки;

– государственные и негосударственные службы занятости;

– информационные технологии и средства деловой коммуникации;

– рекламные агентства;

– торговые палаты;

– аудиторские компании и т.д.