Виды рынков
Рис. 6.1. Кругооборот товара и денег
При построении этой модели делается ряд допущений:
− в модели представлены только два хозяйствующих субъекта: домашние хозяйства и фирмы, и отсутствует третий хозяйствующий субъект – государство;
− не учитываются внешнеэкономические связи;
− игнорируются взаимные расчеты между фирмами;
− не рассматривается рынок денежных средств;
− принимается, что все доходы домашних хозяйств превращаются в платежеспособный спрос.
Рассмотрим отдельные составляющие модели.
Рынок товаров сводит вместе домашние хозяйства и фирмы. На этом рынке первые выступают как покупатели, вторые – как продавцы произведенных товаров. На рынке ресурсов их роли меняются: фирмы выступают в качестве покупателей, а домашние хозяйства в роли их продавцов.
Домашние хозяйства получают доход, продавая труд, сдавая в аренду землю и капитал. На получаемый доход, состоящий из заработной платы, процента, ренты, прибыли, домашние хозяйства приобретают необходимые им товары и услуги.
Фирмы, покупая на рынке ресурсов у домашних хозяйств необходимые факторы производства, производят товары, которые продают на рынке товаров в ответ на предъявляемый домашними хозяйствами платежеспособный спрос, образуемый полученными домашними хозяйствами доходами.
Внутренний контур показывает физическое движение товаров и ресурсов (факторов производства) между домашними хозяйствами и фирмами. Потоки ресурсов направлены от домашних хозяйств к фирмам в нижней части внутреннего контура. Товары и услуги, производимые фирмами, движутся в обратном направлении – от фирм к домашним хозяйствам в верхней части контура.
Внешний контур показывает потоки платежей в денежном выражении.
Доходы движутся от фирм к домашним хозяйствам в нижней части контура. Выходящий из сектора домашних хозяйств денежный поток в верхней части контура представляет собой сумму платежей за товары.
Модель кругооборота товара и денег позволяет сформулировать ряд положений, касающихся организации рыночной экономики:
− оплачивая факторы производства, и формируя доходы домашних хозяйств, фирмы сами создают условия реализации произведенных товаров;
− для равновесия всей системы необходимо, чтобы спрос, предъявляемый домашними хозяйствами, равнялся стоимости произведенной продукции;
− стоимостный объем произведенной продукции равен сумме доходов, полученных на вложенные факторы производства.
Рыночная экономика представляет собой совокупность огромного количества самых разнообразных рынков, для которых характерны определенные отличительные черты, и которые можно объединить в определенные группы (см. табл. 6.2).
Таблица 6.2
Критерий группировки | Вид рынка |
Вид рыночного продукта | товаров и услуг, труда, капитала, научно-технических разработок, земли, ценных бумаг, валюты и т.п. |
Региональная принадлежность | местные, региональные, общенациональ-ные, мировые. |
Степень развитости конкуренции | совершенной конкуренции, монополизиро- ванные, монопсонические, олигополисти- ческие и др. |
Масштабы продаж | оптовой торговли, розничной торговли |
Степень соблюдения законности | легальные, нелегальные, "теневые", "черные". |
Степень участия государства | саморегулирующиеся, регулируемые, деформированные. |
Необходимым условием нормального функционирования рынков является наличие рыночной инфраструктуры – совокупности отраслей, систем, фирм, опосредующих акты купли-продажи, совершаемые на рынке.
Основные элементы инфраструктуры современного рынка:
– биржи (товарные, фондовые, валютные и т.п.);
– аукционы, ярмарки и другие формы организационного не биржевого посредничества;
– кредитная система и коммерческие банки;
– государственные и негосударственные службы занятости;
– информационные технологии и средства деловой коммуникации;
– рекламные агентства;
– торговые палаты;
– аудиторские компании и т.д.