Основные черты рыночной экономики

Вопросы для самопроверки

1. Что такое деньги? В чем их отличительная особенность по сравнению с другими активами?

2. Какова роль денег при обмене? Как деньги выполняют функцию средства обращения?

3. Объясните функцию денег как меры стоимости. Как деньги выполняют эту функцию? Что такое масштаб цен?

4. Как деньги выполняют функцию средства накопления? Что собой представляет процесс накопления денег в современных условиях?

5. Какие виды денег Вы знаете?

6. Что собой представляют современные наличные и безналичные деньги?

7. Каковы свойства современных денег?

 

Как уже отмечалось, рыночная экономика – это экономика, базирующаяся на частной собственности, которая обеспечивает экономическую свободу субъектов экономических отношений, и на рыночном механизме координации их действий.

В рыночной экономике хозяйствующие субъекты принимают решения самостоятельно и независимо друг от друга. Рыночный механизм согласовывает, координирует эти решения, посредством рынка бесчисленные индивидуальные, свободно выбранные решения учитываются, суммируются, взаимно уравновешиваются и направляются на удовлетворение общественных потребностей.

Любой хозяйствующий субъект, писал А. Смит, "не имеет в виду содействовать общественной пользе … Он имеет в виду лишь свой собственный интерес… преследует лишь собственную выгоду, причем невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения… Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится к этому".

В качестве такой "невидимой руки" и выступает рыночный механизм.

Основные черты рыночной экономики:

- Наличие разнообразных и равноправных форм частной собственности, обеспечивающих экономическую самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Экономическая свобода дает производителю возможность выбора видов и форм деятельности и осуществление этой деятельности в любой допускаемой законом форме, а для потребителя – возможность в пределах своих денежных доходов для удовлетворения своих потребностей покупать те товары и услуги, которые они считают необходимыми. Свобода потребительского выбора имеет в рыночной экономике особое значение, ибо свобода предпринимательства производна, она определяется потребительским выбором. Рыночное хозяйство отличает суверенитет потребителя.

Именно потребитель решает, что должно производиться. Рынок представляет собой многосложную систему, посредством которой бесчисленные индивидуальные, свободно выбранные решения учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются;

– Саморегулирование хозяйственной деятельности. Рыночный механизм обеспечивает самонастройку экономических процессов на рациональный, эффективный режим хозяйствования;

– Всеобщность рынка – проникновение рыночных отношений во все сферы общественного производства. Объектами купли-продажи в рыночной экономике являются земля и природные ресурсы, деньги, валюта, ценные бумаги, информация, труд и т.д. Однако в любой рыночной экономике есть сферы, на которые рыночные отношения не распространяются и которые централизованно регулируются государством;

– Контрактные (договорные) отношения между взаимодействующими экономическими субъектами. Отношения между последними устанавливаются не государственными планами, программами, приказами, а самостоятельно и добровольно на основе договоров, контрактов, соглашений. При этом договор – это не только юридически оформленный документ, но практически любое экономическое действие (покупка товара в розничном магазине – это контракт между продавцом, который должен предоставить товар, и покупателем, который должен его оплатить). Контракт – это любой акт экономического взаимодействия, который в явном или неявном виде предполагает соблюдение сторонами определенных условий. Именно через договоры, контракты независимые субъекты рынка реализуют свои интересы. Принцип договорных отношений есть одновременно и принцип обязательности их соблюдения;

– Экономическая ответственность. В условиях рыночной экономики всякое предприятие функционирует на началах самофинансирования, самообеспечения и, естественно, само отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, денежными активами. В рыночной экономике ответственность возникает и становится действительной в силу господства частной собственности;

– Конкуренция, состязательность, объективно порождаемая свободой предпринимательства, свободой выбора и личным интересом. Именно конкуренция между покупателями и продавцами, стремящимися добиться своих целей за счет конкурентов, и конечное соглашение между ними приводит к формированию рыночных цен. Конкуренция между производителями заставляет их производить именно те товары, которые необходимы покупателям, и производить их наиболее эффективным способом;

– Свободное ценообразование. В рыночной системе цены никем не устанавливаются, они являются результатом взаимодействия спроса и предложения. Цена в рыночной экономике – это важнейший инструмент, который обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов общества в соответствии с его потребностями.

Все эти особенности рыночного хозяйства и предопределяют характер ответов на основные вопросы экономики:

"Что производить?" – решает покупатель (потребитель), который предъявляет спрос, а производитель стремится удовлетворить желание потребителя.

"Как производить?" – на этот вопрос отвечает производитель: "так, чтобы максимизировать прибыль".

"Для кого производить?" – для того, кто предъявил спрос, кто может купить.

Исторический опыт доказал, что рыночная организация экономики оказалась наиболее эффективной экономической системой, прежде всего потому, что она требует наименьших издержек при решении основных вопросов экономики.

Если сравнивать рыночную систему с командно-административной (централизованно-управляемой), то к преимуществам рыночной экономики следует отнести:

− высокую способность к оперативному удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг;

− свободу выбора и действий потребителей и производителей;

− эффективное распределение ресурсов в соответствии с потребностями общества;

− гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям;

− максимальное использование достижений и стимулирование научно-технического прогресса;

− невозможность хронического товарного дефицита. Неудовлетворенный спрос ведет к росту цен и повышает выгодность вложения средств именно в производство дефицитного продукта, тем самым снимая проблему дефицита;

− создание стимулов к труду. Единственно, что дефицитно в условиях рынка – это деньги, но их дефицитность и заставляет людей работать.

Однако при всех достоинствах рынка надо помнить о том, что он имеет свои пределы в возможностях оптимально распределять ресурсы и целый ряд имманентно (внутренне) присущих ему недостатков (подробнее см. тему 18).