Учитель: профессия и личность.

Потребность людей в технических, научных и эстетических знаниях, повышение престижа образов-я, необходим-ь занятий физичес культурой, спортом, музыкой-все эт реализуется огромным отрядом преподавателей, тренеров, мастеров производственного обуч-я-теми, кто по хар-ру своей деятельности м б назван учителем. Прогресс науки и культуры общ-ва во многом зависит от деятельности учителя, поэтому огромн важности задачи стоят перед ними: воспитание учеников, вооружение их знаниями, умениями, навыками, организация их деятельности и досуга, пропаганда педагогич знаний.Огромна общественная значимость учительского труда, поскольку в руках учителя судьба поколений. Велико социальное значение учительской деятельности, связанной с формированием общественного сознания, культурного наследия, настроений и потребностей людей. Поэтому оч высокими должны быть требования к личности учителя. Ум, знания, поступки-все постоянно подвергается критическому анализу учеников, родителей, окружающих людей. Трудность педагогичес деятельности заключается и в том, что далеко не сразу видны ее результаты, не сразу обнаруживаются ошибки, сложны сами по себе педагог. общение и воздействие. Продукты учительской деятельности материализуются в практическом и физическом облике др чел-а, в его знаниях, чертах хар-ра, физических и умственных способностях и т.д. Успех воспитания зависит не только от отношения педагога к воспитаннику, но и от отношения воспитанника к педагогу. Только осознание социально-политической значимости своего труда, большая любовь к своей профессии могут помочь учителю в преодолении этих трудностей.Успех учительск деятельности зависит от степени развития педагогичес способностей. В целом к груп педагогических способностей в 1 очередь относят: педагог. наблюдательность, педагогическое воображение, требовательность как черту хар-ра, педагог. такт, организаторские способности, простоту, ясность и убедительность речи. Структура пед деятельности:

1. проектировочный компонент – способность проектировать личность ученика, отбирать и компоновать учебно-воспитательный материал в связи с возрастом и индивидуальными способностями учащихся.

2. Организаторский – способность включать учащихся в различные виды деятельности и создавать коллектив, который мог бы воздействовать на каждую отдельную личность.

3. Коммуникативный-способность устанавливать с воспитанниками правильные взаимоотношения и перестраивать их в соответствии с развитием учащихся.

4. Развивающий

5Аналитический-Усл педагогичес. творчества: Способность к самоанализу, к саморазмышлению. Склонность к анализу того, что происходит вокруг поведения учеников.

6. Прогностический – предвидение результатов св работы

7.Исследовательский-воспитательная деятел-ь – это процесс непрерывного тв-ва. Она ставит педагога в положение исследователя, выдвигая перед ним все нов и новые задачи.

Склонность к систематизации-творческ личность умеет из маленьких эпизодов, фактов лепить целостный образ. Восприимчивость к новаторам. Педагогичес. воображение особо значимо для конструктивной деятельности - оно выражается в «проектировании» будущих знаний учащихся, в умении находить заранее подходящие методы и методики. Именно педагогическое воображение помогает учителю осуществлять развивающее обучение и воспитание. Педагогический такт проявляется в коммуникативной стороне педагогической деятельности. Это способность к установлению правильных отношений с учениками, учителями, родителями, чувство меры в отношениях (в меру требовательность, в меру доброта), что позволяет устранять предупреждать конфликтные ситуации. Организаторские способности также нужны для деятельности учителя, т.к вся педагог. деят-ть носит организаторский хар-р. От педагогичес способностей учителя, от его личностных качеств зависит достижение педагогом высокого мастерства в обучении и воспитании детей. Качество пед процесса зависит от учителя, его знаний и пед мастерства. Одаренный, творческий чел-к - это всегда индивидуальность. Формирование индивидуальности у педагога способствует воспитанию творческой личности ребенка. Каждый взрослый человек, сознательно выбирающий педагогическую профессию, к моменту осуществления такого выбора уже сформировался как личность и, несомненно, является индивидуальностью. Чем больше среди учителей и воспитателей окажется разнообразных личностей, тем вероятнее, что они обучат и воспитают детей, обладающих множеством разных и одновременно полезных индивидуальных качеств. Рассмотрим основные, признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется:1) в темпераменте, время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость; 2) в характере реакций на те или иные педагогические ситуации; 3) в выборе методов обучения; 4) в подборе средств воспитания; 5) в стиле педагогического общения; 6) в реагировании на действия и поступки детей; 7) в манере поведения; 8) в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний; 9) в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей. любой педагогичес опыт буквально копировать не стоит; воспринимая главное в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы всегда оставаться самим собой, т.е. яркой педагогической индивидуальностью. Учитель ИЗО как организатор и руководитель учебного процесса.Учеб процесс трудно представить себе без направляющ роли учителя. Преподаватель изо иск-ва организует целенаправлен наблюдение, учит детей активно мыслить, анализировать предметы окруж мира, прививает навыки р-ы в рисунке и живописи. Учитель должен обладать определенным запасом знаний об искусстве. Современ школь программа, включающ все виды изобразит деятельности, требует от него постоянного совершенствования св знаний и умений. К этому надо добавить знания по методике и психологии, без которых невозможно правильно вести учебный процесс. Опытн. учитель любое задание преподносит как определен художественную задачу, создает творческую атмосферу на уроке. Он уверенно работает на доске мелом, рисует углем или кистью. Речь его доступна для понимания учащимся определен возраста, а знание индивидуальных способностей школьников позволяет ему успешно осуществлять дифференцированный подход к каждому из них. У опытного учителя, независимо от способностей детей к рисованию, общий уровень подготовки учеников достаточно высок. Во внеурочное время, в кружках и на факультативных занятиях, он организует творчес коллектив ребят, увлеченных искусством. Школь программа предоставляет учителю опред свободу в выборе объектов для рисования и в планировании учебного материала по изо иск-ву. Задача педагога-составить на основе этой программы поурочный план с учетом возможностей каждого класса и наличия дидактических материалов в школе. Учитывая тот необходимый объем знаний и навыков, которые должны приобрести школьники к концу обучения в каждом классе, учитель составляет поурочную разработку на весь год. Рекомендуется составлять иллюстрированный поурочный план, что дает возможность заранее определить объем задания и степень его завершенности. Возьмем для примера два задания: наброски (два-три) и длительный рисунок одетой фигуры человека. Тематика заданий — рисование фигуры чел-а, решение же и пластические задачи различны. Помимо определения художественных задач и тематики, важна последовательность в распределении программного материала, по видам изобразительной деятельности. Так, наброски фигуры человека могут предшествовать тематическому рисованию; беседа о прикладном искусстве — декоративному рисованию; оформление газеты или открытки можно поставить на период, предшествующий определенному празднику и т. д. Успех учебного процесса зависит от того, как уроки взаимно дополняют и обогащают друг друга, как каждый из них своим содержанием и задачами опирается на предшествующий. К вопросам планирования относится и умелое составление рабочего конспекта на каждый урок, где тема разрабатывается подробно, последовательно, весь ход урока продуман по минутам, с учетом возможностей оборудования и видов наглядности. Что касается умения составить конспект конкретного урока, то оно зависит, прежде всего, от знания дидактических требований к структуре современ урока. Урок сегодня-это гибкая динамичная система. Он должен отвечать всем принципам дидактики, но по своей структуре, может быть довольно разнообразным. Согласно концепциям передовой дидактики, применение знаний, например, из заключительного звена урока может стать средством изучения нового материала. Так, урок может начинаться не с объяснения учителя, а сразу с упражнения, с графической деятельности, где учащимся необходимо сначала применить определенный минимум знаний и умений, а затем подойти к решению новых познавательных задач. Следовательно, самостоятель р-а школьников может проходить на всех этапах усвоения. В противовес старой дидактике, построенной на воспроизведении готовых знаний, рождается новая дидактика, основанная на творческой активности уч-ся. Такой подход особо важен в процессе планирования и осуществления проблемного метода обучения. От учителя требуется высокий уровень дидактического мышления. Педагог становится своеобразным режиссером, он отбирает и организует учебный материал таким образом, чтобы заставить св учеников в процессе самостоят поиска открывать для себя нов знания. В заключение можно сказать, что планирование учебн работы требует вдумчивого отношения к программе, умения видеть каждый урок в отдельности и в сопоставлении его с др уроками по данному виду изобразительного искусства.