Вопрос десятый

Вопрос девятый

В законах Великобритании, Конституциях Германии, Чехии, Польши и других стран закреплены положения об обязательном эффективном использовании земли. В Конституции Баварии, например, записано, что распределение и использование земли находится под государственным надзором; земля, находящаяся в сельскохозяйственном обороте, служит всему народу.

Британское уголовное право в определении имущественных преступлений имеет мало общего с законодательством России и других стран европейского континента. Уголовная ответственность за имущественные преступления определяется в основном законами о краже (Theft Acts) 1968, 1978 и 1996 г. В систему имущественных преступлений, наряду с theft, входят: мошенничество, разбой, burglary, прикосновенность к краденым вещам и некоторые другие деяния. Ответственность за повреждение имущества определяется Законом об уголовном повреждении имущества (Criminal

Damage Act). Предметом кражи является имущество (property), которое включает "деньги и все иное имущество, в том числе real и personal property, имущественные права и другое неосязаемое имущество". Real property включает здания и земельные участки (т. е. близка континентальному пониманию недвижимости). Кража в отношении земельных участков возможна лишь при наличии дополнительных условий, определенных в п. 2 ст. 4 Закона о краже 1968 г. По существу, речь идет о том, что земля может быть украдена только путем злоупотребления доверием, а составляющичасть земли (с юридической точки зрения) отделимые предметы (например, деревья) и любым другим способом.

Зонирование как метод регулирования использования земель впервые был применен в США. В начале двадцатого столетия в нескольких городах были приняты ордонансы (решения) муниципалитетов, ограничивающие высоту сооружаемых зданий для обеспечения охраны здоровья и безопасности населения. Планирование использования и охраны земельных ресурсов в Великобритании - важнейшая часть земельной политики государства.

При продаже земли и недвижимости, связанной с ней, собственники и владельцы не могут изменить целевое назначение земли без согласования с местным Советом по планированию при городской или районной (графство) администрациях (муниципалитетах).

Обычно целевое назначение земельных участков определяют на уровне отдельных зон и других территорий, не доходя до уровня индивидуальной стоимости. Однако некоторые виды собственности, такие, например, как "представляющие особую архитектурную или историческую ценность", подлежат учету и их развитие подчиняется определенны правилам. В этих случаях ограничения на использование земельных участков отражаются в записях по объектам собственности и регулируются в Королевской государственной земельной регистрационной палате.

Система планирования использования земель в Великобритании наиболее четко начала развиваться с 1947 г. Она имеет несколько уровней: государственный, региональный и местный (муниципальный).

Государственный уровень планирования получил свое начало с утверждения сети стандартных районов Великобритании (1947 г.), экономико-планировочных районов (1964 г.) и правительственных районов и графств, вид которых (2001 г.) показан на рис. 1 [4].

Развитие территорий, планировку использования земель и застройку в городах, а также совершенствование землевладения и землепользования решают на основе иерархически взаимосвязанных общего структурного (Comprehensive Plan) и местного (Municipal) планов.

Общий структурный план разрабатывают как обязательный для каждого графства документ. Он представляет собой описание общих направлений политики графства в области землепользования и градостроительства, включая природоохранные мероприятия.

Местные планы разрабатывают для всех территорий на уровне округов (муниципалитетов) специальные местные комиссии по планированию и застройке на основе утвержденного окружного плана. Местные планы в последнее время разрабатывают для всех территорий Великобритании.

Комиссия по планированию и застройке обычно состоит из выборных членов совета округа и имеет собственный штат специалистов. Полномочия, процедуры формирования и деятельности комиссии зафиксированы в специальном своде правил, который составляет и утверждает совет округа в соответствии с законами о местном самоуправлении и нормативными актами министерств.

Местный план разрабатывают на период 10…15 лет. Он содержит подробное изложение стратегии развития города и карту в масштабе 1:10000 или 1:25000. В плане нет функционального зонирования, а даны основные требования к видам использования земель и застройке территории, схемы развития транспорта и инженерных сетей. План утверждает местный совет после общественного обсуждения и не требует одобрения государственным секретарем. Последний имеет право признать местный план недействительным, если он не соответствует региональным или национальным документам планирования.

В этой стране в 1987 г. Утверждена классификация видов функционального использования городской территории, в которой выделены 16 видов использования земель, объединенных в четыре основные группы: А - торговые, Б - промышленные, в - жилые, Г - коммунального назначения.

Законом по жилью и планировке (1986 г.) введено также понятие "зон упрощенной планировки", которые оказались полезны для стимулирования строительства в общественно значимых районах. Решение об установлении таких зон в компетенции местных органов власти. Для этих зон планировочное разрешение выдают на 20 лет, а контроль за землепользованием и застройкой упрощен.

Недвижимость характеризуется не с помощью топографических карт ГТС (Ordnance Survey), а определяется адресом.