Вопрос 2. Фандрайзинг как форма ПР-деятельности в сфере культуры

Термин в Америке в конце 19 века. Особый интерес -1980-е гг., общий спад экономики, снижение финансирования сферы культуры.

Фандрайзинг – привлечение средств для финансирования компании на условиях предоставления источнику финансирования определённых льгот.

Фандрейзинговая кампания (FR-кампания) – комплекс управленческих мероприятий по планированию, организации, проведению и контролю процесса привлечения средств в некоммерческую организацию.

Эффективность фандрейзинга оценивается из расчёта – отношение привлечённых средств в ходе кампании по поиску доноров в расходам на саму кампанию.

 

Задачи фандрейзера:

- анализ рынка доноров

- определение совместимости интересов доноров и некоммерческой организации

- разработка системы привилегий для доноров, методов привлечения средств

- организация ФР-кампании

Приоритеты при выборе сфер поддержки сотрудникам компании в РФ (2008)

Сфера поддержки Число респондентов, оказавших поддержку (%)
Социальное обеспечение
Здравоохранение
Религия
Спорт
Экология
Культура и искусство
Образование
Наука

 

 

Интерес к фандрейзингу – снижение темпов пожертвований со стороны населения и коммерческого сектора в сферу культуры с 90-х гг. в мире и России. В 80-е гг – финансирование культуры за счёт пожертвований – 3-4%, сейчас – менее 1%.

Привлечь внимание благотворителей и спонсоров в рамках фандрейзинга – за счёт налогового стимулирования.

В России условия налогового стимулирования плохие.

ВЦИОМ (2007): 76% представителей российских коммерческих компаний оценили условия для ведения благотворительной деятельности как неудовлетворительные.

Ст. 219 главы 23 Налогового кодекса РФ 2001 г. при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов в сумме доходов, перечисляемых на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям культуры, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, в размере фактически произведённых расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде.

Ограничения:

- организация культуры должна быть государственной (финансироваться из бюджета)

- помощь предусматривается только денежная

- ограничение суммы, на которую уменьшается налог.

На другие сферы подобные ограничения не распространяются (религия, спорт).

 

В США – предусматривается и денежная, и натуральные формы. Освобождается 50% совокупного дохода от налогов. Одно условие – не наличие бюджетного финансирования, а наличие льготного налогового статуса организации культуры.

 

Виды фандрейзинга:

А. проектный – если задачи фандрайзинга сводятся к поступлению средств под реализацию конкретных проектов. Наиболее удобная форма: 6сть чёткие цели использования средств.

Б. оперативный – привлечённые средства направляются на покрытие текущих расходов, средства не имеют целевого назначения и аккумулируются в текущем бюджете организации (на зарплату, покрытие коммунальных расходов, долгов и пр.). Для доноров не привлекательно. Например, Метрополитен в 1998 году обратился к оперативной форме – был долг 7,8 млн долл. По уплате коммунальных платежей и зарплате.

В. территориальный – проведение выездных выставок, концертов, публичных лекций, создание филиалов и представительств.