Основные формы ПР-деятельности в сфере культуры
- Место ПР в системе функционирования учреждения культуры. Специфика ПР-деятельности в организациях культуры
- Фандрайзинг как форма ПР-деятельности в сфере культуры
Традиционно для повышения эффективности (некоммерческой и коммерческой) деятельности организаций культуры используют механизмы маркетинга и ПР. чаще всего происходит такое разделение (на примере Государственного музея Эрмитаж)
Предпринимательская деятельность Фандрейзинг
сувениры, каталоги выставок концерты, VIP-приёмы
путеводители по музею, корпоративные мероприятия
услуги кафе, фото и видеосъёмка и пр. эксклюзивное экскурс. обслуживание
Музей
Некоммерческая деятельность
выставки, экскурсии, лекции,
научные исследования,
археологические работы,
консервация произведений искусства
Обычно инструменты ПР применяются в сфере некоммерческой деятельности учреждения культуры. Например, в Эрмитаже – это Пресс-служба, которая выполняет функции информационного обслуживания через СМИ, сотрудничество с другими организациями, спонсорами, благотворителями, органами государственной власти внутри страны и за рубежом.
Лувр: 4 отдела (культурно-просветительский, работа с аудиторией, служба гостеприимства и собственно ПР). но в реальности все отделы выполняют ПР-функции. Отдел работы с аудиторией: организация различных мероприятий (конференции, симпозиумы, фестивали, семинары и пр.), позволяющих привлечь интерес со стороны широкой общественности. Культурно-просветительский – популяризация музея, привлечение клиентов, подготовка информационных материалов, развитие партнёрских отношений с музеями, другими учреждениями культуры и образования, служба гостеприимства – предоставление информационных услуг посетителям, развитие партнёрских отношений в различных регионах.
ПР-отдел – управление имиджем музея, развитие отношений со спонсорами, благотворительными организациями и лицами – это уже фандрайзинг (привлечение спонсоров).
Коммерческая деятельность – предпринимательство и фандрайзинг – маркетинг.
Но на практике специалисты ПР работают и в сфере фандрайзинга и др.
Виды PR-воздействий в сфере культуры:
- стимулирующий (воздействие на потребителей при отсутствии спроса на существующие художественные ценности и услуги),
- развивающая (расширение спроса на существующие художественные ценности и услуги),
- реанимационный (восстановление спроса на существующие художественные ценности и услуги при снижении их потребления),
- конверсионный (замена спроса на одни художественные ценности и услуги другими),
- инновационный (разработка новых художественных проектов и создание спроса на новые художественные ценности и услуги).
Функции PR-деятельности в сфере культуры:
- позитивные (продвижение, агитация, распространение и др.) и
- негативные (ослабление конкурентов, лоббирование и др.).
Стратегии ПР в сфере культуры:
1. Диверсификационная стратегия PR-деятельности как расширение ассортимента художественных ценностей и услуг.
2. Экстенсионная стратегия PR-деятельности как расширение сферы распространения художественных ценностей и услуг.