X. Эксперимент как метод социологического исследования

Эксперимент - общенаучный метод, используемый в социологии и направленный на установление точной причинно-следственной связи. Важной предпосылкой для разработки экспериментального метода исследования в социологии оказалось то, что многие ученые с самого момента появления социологии рассматривали ее как естественно научную дисциплину, стоящую в одном ряду с физикой, химией, биологией и т.д.

Впрочем, необходимо отметить, что эксперимент в социологии — это далеко не самый распространенный метод. Отчасти это связано с тем, что существует запрет на эксперименты с людьми и над людьми. Конечно, социологические эксперименты не несут особой опасности. Однако проводить эксперименты с химическими веществами или животными все же проще, чем с людьми.

Эксперимент тесно связан с понятием переменной. Под переменной понимают некий признак, который может принимать то или иное значение. Например, в современном европейском обществе большинство людей имеют образование. Однако одни люди имеют неполное среднее образование, другие - среднее, третьи — среднее профессиональное, четвертые — высшее; возможна и более дробная характеристика. Кроме того, некоторые лица имеют не одно образование. Следовательно, «уровень образования» является переменной.

Социологическая теория предполагает, что между различными факторами (различными переменными) имеются причинно-следственные отношения. Поскольку в социальной реальности наблюдается скорее взаимовлияние факторов, оказывается крайне необходимым установить, в чем же именно оно проявляется.

При подготовке эксперимента обязательно выделяются зависимые и независимые переменные. Независимыми переменными называются такие факторы, которые оказывают влияние на другие факторы (например, уровень образования определяет социальное положение). Соответственно, зависимой переменной является фактор, который находится под влиянием независимой переменной (в нашем случае это социальное положение).

Эксперимент предполагает разделение участников как минимум на две группы — экспериментальную и контрольную.

В зависимости от целей эксперимента групп может быть больше, чем две, однако сущность эксперимента можно показать и на таком предельном случае. Экспериментальная группапомещается в условия, в которых ее члены оказываются под воздействием изучаемого фактора; контрольная группа влиянию данного фактора не подвергается. Затем обе группы исследуются одинаковыми методиками и в соответствии с одним планом, а результаты сравниваются. Естественно, различие результатов не всегда может зависеть от влияния независимой переменной, однако в большинстве случаев мы можем получить таким образом весьма достоверные данные.

Несмотря на то, что эксперимент, в том числе и по этическим причинам, является преимущественным средством естественных наук и именно оттуда был заимствован социологией, он использовался и понимающей социологией, отрицавшей жесткий детерминизм внутри социальных систем и ориентированной на гуманитарные методы и изучение роли конкретного человека в построении социальной реальности. Здесь имеются в виду так называемые кризисные эксперименты, предложенные в качестве метода исследования Гарольдом Гарфинкелем, основателем этнометодологии. Гарфинкель поставил перед социологией цель анализировать поведение индивидов в их собственных терминах. Он полагал, что социальное взаимодействие базируется на ряде гипотез и ожиданий, которые выдвигаются его участниками. Так, например, предполагается, что гость на празднике не станет воровать посуду — даже несмотря на то, что нарушения этого ожидания не являются такой уж редкостью.

Сущность кризисного эксперимента состоит в нарушении базовых ожиданий относительно поведения того или иного лица. Так, родители ожидают от своих детей определенной манеры взаимодействия, и смена этой манеры вызывает у них своего рода дезинтеграцию, которая преодолевается выдвижением новой гипотезы, стабилизирующей новую картину мира. В частности, внезапное охлаждение в этой ситуации может быть интерпретировано как проявления переходного возраста, проблемы в университете, влюбленность и т. п.

Кризисный эксперимент, в частности, показывает, что выдвижение гипотез (в том числе и в социологии) направлено не только на объяснение и описание причинно-следственных связей: оно имеет важную функцию стабилизации образа окружающей индивида социальной реальности.

 

Вопросы для повторения:

1. Сущность и основные функции социологического исследования?

2. Основные виды социологического исследования.

3. Сущность программы социологического исследования.

4. Основные разделы программы социологического исследования и их назначение.

5. Генеральная и выборочная совокупности. Обоснование выборочной совокупности.

6. Метод, техника, методика и процедура социологического исследования.

7. Наблюдение как метод сбора первичной социологической информации.

8. Метод анкетирования.

9. Метод интервьюирования.

10. Метод фокус-групп.

11. Метод фокусированного интервью.

12. Методы анализа документов: сущность, цели и задачи проведения.

13. Метод контент-анализа документов.

14. Эксперимент как метод социологического исследования.

Литература:

  1. Социология: Учебник для вузов. Под редакцией проф. В.Л. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998, с. 307-346.
  2. Социологический словарь. Сост. А.Н. Елсуков, К.В. Шульга; Науч. ред. Г.Н. Соколова, И.Я. Писаренко; Редкол.: Г.П. Давидюк (отв. ред.) и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Университетское, 1991. – 528 с.
  3. Социологический энциклопедический словарь. Редактор-координатор – академик РАН Г.В. Осипов. – М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1998. – 488 с.
  4. Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003, с. 203-229.
  5. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. – СПб.: Питер, 2005. – 320 с.
  6. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: Прометей, 1994, с. 41-60.
  7. Харчева В. Основы социологии. Учебник для средних специальных учебных заведений. М.: «Логос», 1997, с. 259-297.
  8. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Издательство «Самарский университет», 1995. – 342 с.

Вопросы для подготовки к экзамену:

 

  1. Социология как наука об обществе, её предмет и объект. Уровни социологического знания.
  2. Социально-философские предпосылки социологии как науки.
  3. Социологический проект Огюста Конта.
  4. Основные этапы развития мировой социологической мысли.
  5. Основные парадигмы классической социологической теории.
  6. Основные парадигмы неклассической социологической теории.
  7. Основные парадигмы современной социологической теории.
  8. Особенности развития социологической мысли в России.
  9. Сущность социальной структуры общества.
  10. Общество как социальная система, её основные системные признаки.
  11. Социальные группы и общности. Виды социальных общностей.
  12. Малая группа и коллектив: понятия и признаки.
  13. Социальная организация как объект изучения социологии.
  14. Личность как социальный тип и деятельностный субъект.
  15. Ценностно-нормативный механизм социального контроля и девиантное поведение.
  16. Теории социального неравенства.
  17. Сущность теории социальной стратификации.
  18. Социальная мобильность и её формы. Понятие социального статуса.
  19. Социальное взаимодействие и социальное отношение. Теории социального взаимодействия.
  20. Общественное мнение как институт гражданского общества.
  21. Сущность культуры: понятие, содержание и функции.
  22. Система культуры и её структура.
  23. Культура как процесс – фактор социальных изменений.
  24. Типы социальных изменений и закономерности в развитии общества. Концепция социального прогресса.
  25. Формирование мировой системы и место России в мировом сообществе.
  26. Сущность и основные функции социологического исследования.
  27. Основные виды социологического исследования.
  28. Сущность программы социологического исследования.
  29. Основные разделы программы социологического исследования и их назначение.
  30. Структура и содержание теоретико-методологического раздела программы социологического исследования.
  31. Структура и содержание методического раздела программы социологического исследования.
  32. Структура и содержание организационного раздела программы социологического исследования.
  33. Генеральная и выборочная совокупности. Обоснование выборочной совокупности.
  34. Сущность измерения результатов социологического исследования.
  35. Виды анализа данных социологического исследования.
  36. Основные методы сбора социологической информации, их краткая характеристика.
  37. Надёжность и валидность измерения в социологическом исследовании.
  38. Метод, техника, методика и процедура социологического исследования.
  39. Типичность, вероятность и статистика в социологическом исследовании.
  40. Наблюдение как метод сбора первичной социологической информации.
  41. Методы опроса в социологическом исследовании.
  42. Метод анкетирования.
  43. Принципы составления анкет.
  44. Метод интервьюирования.
  45. Метод фокус-групп.
  46. Метод фокусированного интервью.
  47. Метод социометрического исследования: сущность, цели, задачи и порядок проведения.
  48. Методы анализа документов: сущность, цели и задачи проведения.
  49. Метод контент-анализа документов.
  50. Эксперимент как метод социологического исследования.