Информации.
V. Наблюдение как метод сбора первичной социологической
Исследования.
IV. Метод, техника, методика и процедура социологического
В отличие от методологии методы и процедуры исследования – это система более или менее формализованных правил сбора, обработки и анализа доступной информации.
Ни в отечественной, ни в зарубежной практике нет единого словоупотребления относительно частных приемов социологического исследования. Одну и ту же систему действий некоторые авторы называют методом, другие — техникой, третьи — процедурой или методикой, а иногда — методологией.
Метод — основной способ сбора, обработки и анализа данных.
Техника — совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.
Методика — понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.
Например, при опросе общественного мнения социолог использует в качестве метода сбора данных анкету. По каким-то соображениям он предпочел часть вопросов сформулировать в открытой форме, а часть — в закрытой (предложены варианты возможных ответов). Эти два способа образуют технику данного анкетного опроса. Анкетный лист, т. е. инструмент для сбора первичных данных, и соответствующая инструкция анкетеру образуют в нашем случае методику.
Процедуройобычно называют последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации исследования. Это — наиболее общее, притом собирательное понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки социологической информации.
Например, проведенное под руководством Б. А. Грушина исследование формирования и функционирования общественного мнения как типично массового процесса включало 69 процедур. Каждая из них — это как бы законченное миниатюрное эмпирическое исследование, которое органически входит в общую теоретико-методологическую программу. Так, одна из процедур посвящена анализу содержания публикаций центральных и местных средств массовой информации по проблемам международной жизни, другая — имеет целью установить эффект воздействия этих материалов на читателя, третья — представляет собой изучение ряда других источников, влияющих на информированность.
Наблюдение — это используемый в социологии метод, предполагающий непосредственный контакт исследователя с изучаемым явлением.
Научное наблюдение обладает рядом признаков, которые позволяют отличить его от обычного наблюдения, с которым мы имеем дело в обычной жизни (вне науки):
■ если обычное наблюдение спонтанно и в значительной степени определяется случайными факторами, то научное наблюдение зависит от цели, которая стоит перед исследователем, и проводится в соответствии с заранее разработанной процедурой;
■ если результаты обычного наблюдения обычно не фиксируются, то фиксация результатов научного наблюдения осуществляется в соответствии с более или менее определенной формой;
■ научное наблюдение предполагает процедуры проверки полученных результатов с точки зрения их достоверности, тогда как в обычном наблюдении этого нет;
■ научное наблюдение осуществляется в соответствии с определенной теорией и направлено на ее уточнение или исправление.
Различают включенное и невключенное наблюдение.
При включенном наблюдении исследователь вступает в контакт с участниками исследуемого взаимодействия и в той или иной степени сам становится его участником; люди, за которыми он наблюдает, знают об этом.
Невключенное наблюдение предполагает, что участники взаимодействия не знают о том, что за ними осуществляется наблюдение, то есть не знают о том, что наблюдатель вообще существует.
Иногда выделяют также полевые и лабораторные наблюдения.
Полевое наблюдение осуществляется в естественных условиях.
Исследователь в этом случае «внедряется» в исследуемую среду в определенном виде (например, в трудовой коллектив в качестве стажера). Это позволяет осуществлять наблюдение за поведением членов этой среды в естественных для них условиях, не мешая им. Это достаточно эффективный способ получения информации, поскольку члены среды не задумываются о том, как они себя ведут.
Лабораторное наблюдение осуществляется в специально созданных условиях. Фактически, лабораторное наблюдение - это эксперимент. Его достоинством является то, что оно позволяет иметь дело с ситуациями и получать результаты, не дожидаясь, когда они возникнут «сами собой», то есть естественным образом. С другой стороны, лабораторное наблюдение имеет и недостаток: участники эксперимента не могут реагировать естественным образом из-за того, что они знают о наличии наблюдателя.
Если опрос и эксперимент обычно связаны с проверкой гипотез, то наблюдение направлено главным образом на понимание реальных факторов, которые оказывают влияние на поведение индивидов. Исследователь наблюдает изучаемые факты в тех условиях, в которых они имеют место: в школах, тюрьмах, трудовых коллективах и т.д. Нередко в этом случае исследование начинается без четко сформулированных гипотез или с гипотезами, которые впоследствии уточняются.
Преимуществом наблюдения является то, что исследователь получает более полную и менее искаженную информацию, чем при опросе.
Включенное наблюдение как метод исследования связано и с некоторыми трудностями.
Во-первых, это необходимость постоянного балансирования на грани вовлеченности и объективности. С одной стороны, исследователь должен просто наблюдать за тем, что происходит, не оказывая никакого воздействия на участников наблюдаемой деятельности. Но, с другой стороны, чтобы осуществлять наблюдение, он должен находиться в непосредственном контакте с наблюдаемыми людьми. Его полное воздержание может вызвать недоверие и даже враждебность; если же он вступит во взаимодействие, то может выдать свое происхождение, более высокий уровень образования и т.д., а, следовательно, с ним станут обращаться, как с чужаком.
Во-вторых, даже по прошествии большого отрезка времени присутствие социолога продолжает оказывать влияние на поведение тех, за кем он наблюдает. Естественно, люди привыкают к присутствию исследователя, но если к тому, что они делают, проявляют интерес, они не могут не думать об этом.
Наконец, в-третьих, использование метода наблюдения не всегда дает объективные результаты. Социолог также имеет свои предрассудки, мнения и привычки, а это сказывается и на том, как он осмысляет поступки других людей. Понимание часто осуществляется с опорой на опыт понимающего, в том числе и на его личный опыт, личные привычки. А потому, описывая то, что он видит или видел, он невольно будет объяснять поведение других людей так же, как он объяснил бы свое собственное поведение.