Объект ОМ.

Тема 3. Структура общественного мнения

1. Элементы структуры общественного мнения

2. Каналы выражения ОМ

3. Типы суждений ОМ

4. Параметры изучения ОМ

 

Выделение субъекта и объекта ОМ один из важнейших моментов теоретического изучения ОМ.

В структуре ОМ выделяют:

1. субъекты ОМ

2. объекты ОМ

3. каналы выражения ОМ

4. типы суждений ОМ

Проблема: «Чье мнение является общественным?»

1) это не может быть мнение индивида. Индивид – не носитель ОМ, а выразитель. Мнение индивида, если оно отражает общественный интерес, при определенных условиях может стать коллективным мнением, а затем, пройдя сложный путь трансформации (в т. ч. через СМИ) может дать начало формированию ОМ.

2) это не «мнение всего общества» или большинства (мнение меньшинства может иметь гораздо большее влияние) ОМ всегда плюралистично, постоянно в процесс формирования, оно не монистично

3) это не мнение отдельных социальных групп

4) ОМ – мнение любого сообщества, но только по отношению к нему самому или структуре, в которую оно входит

5) В рамках каждой общности субъектом ОМ может выступать как вся эта общность в целом, так и важнейшие структурно составляющие ее части, независимо от содержания их высказываний. (ПР. ОМ и «за» язык и «против»)

6) Матусевич: субъект надо определять путем выявления интересов-критериев, определяющих отношение его к объекту, с последующим установлением социальных общностей, с которыми связаны эти интересы-критерии, это должно дополнятся анализом социальной идентификации с определенными общностями (семья, граждане СНГ, украинцы и т.д.)

Логика такова: любой социальный субъект имеет потребности. Осознание потребностей завершается реализацией интереса, который и артикулируется в ОМ.

 

Объектом высказывания общественности могут быть:

1) факт существования /несуществования явления

2) те или иные стороны содержания явления (отношений между явлениями)

3) отражение явления в сознании людей (факты сознания о мире )

4) факты собственно мира сознания (явления субъективной реальности)

Кроме того, мнение есть не по любому поводу, а по определенным проблемам. Когда мы говорим о б объекте ОМ, мы должны определить критерии «отбора» проблем, попадающих в сферу ОМ. Основной критерий – интерес.

Критерии выделения объекта ОМ:

I то, что представляет непосредственный общественный интерес, то, что значимо для многих. Очень важное значение. Надо учитывать, что интерес существует и как объективная реальность и как проявление сознания. Интерес как явление сознания существует в различных формах, например, в виде доктрин, программ, теорий. ОМ – одна из форм проявления. Главный объект – жизнь общества.

· Однако должна быть личная заинтересованность. В отличие от «частного интереса», связанного исключительно с частной жизнью, это понятие обнимает широкий круг проблем и интересов индивида – «частных», «общественных», «значительный» и «огромных».

· то, что актуально /проблема частной собственности на землю/жизненно важные проблемы

II предметом рассмотрения становится только то, что предполагает различие в оценках, суждениях, характеристиках, т.е. заключает в себе момент спорности, дискуссионности. ОМ возникает в результате взаимодействия разных взглядов, мнений по интересующему вопросу – дискуссионность, где есть спорность. Важно иметь ввиду, что предметом коллективных суждений могут быть разные стороны одного процесса, события. Этим манипулируют. Можно выпячивать те части сложного суждения об объекте ОМ, которые содержат подходящий для этого знак оценки (ПР Бессмертный на вопрос о дорогой цене для страны повторных выборов в Раду говорит о высокой цене демократии)

III компетентность –соответствующий объем и уровень знаний о предмете.

То, чего может не знать один человек, обязательно знают другие: все знают все. Поэтому, в отличие от индивида общество не может ошибаться. С другой стороны, отдельный человек может знать то, чего могут не знать другие люди, тем более все. Поэтому в отличие от того же индивида общество в целом может ошибаться.

Парадокс? Нет Секрет в «того же» Речь о разных индивидах.

Бывает органическая (нет средств анализа, область науки) и неорганическая (объекты доступны пониманию, но с ними незнакомы)

· то, что доступно отражению в ОМ (ПР. если ничего не знают о рынке, как они могут судить, что лучше :рынок или план) – факты, события, отношения, суждения

· то, в чем общественность компетентна (не наука), о чем она информирована. Может нарушаться этот критерий.

· то, что соответствует «познавательным способностям массового сознания» Объектом ОМ могут быть факты и явления объективной действительности, общественного бытия – экономические процессы, деятельность людей и факты и явления субъективной действительности, общественного сознания – нравственные представления, социально-психологические процессы, системы ценностей. С точки зрения рассуждающей общественности между этими процессами нет никакой разницы: судят обо всем. Поэтому ОМ объективно ограничено познавательной способностью. Есть «порог доступности».

· то что целесообразно изучать с его помощью (когда изучается феномены сознания /рейтинг партии/, дает дополнительную информацию к статистике, другим методам, более удобно, точно, экономично.