Производственная характеристика станции
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПАССАЖИРСКОЙ СТАНЦИИ
ЛЕКЦИЯ 3
Производственная характеристика станции детально описывается в первом разделе технологического процесса ее работы. Она включает:
тип станции, наличие, расположение и назначение парков, число путей в них;
характеристику маневровых устройств, вагонных ремонтно-экипировоч-ных и локомотивных депо; пунктов технического обслуживания вагонов транзитных поездов;
назначение служебных и технических зданий;
расположение автодорожных охраняемых и неохраняемых переездов на станции;
устройства радиосвязи, телефонной связи, автоматики и телемеханики, освещения;
наличие и назначение машин и механизмов, используемых на станции, и др.
В этом же разделе приводится также подробная схема станции с указанием на ней расположения всех устройств, а также точек освещения и связи. К схеме прикладывают таблицу маршрутов следования поездов, маневровых составов, поездных локомотивов, почтовых и багажных вагонов или почтово-багажных поездов. На отдельную схему наносят расположение экипировочных устройств, маршруты передвижения механических тележек в процессе эки-' пировки составов и обслуживания поездов.
В описании станционных устройств указывают резервы и порядок их использования при увеличении объема работы или затруднениях на станции. Одновременно составляется план взаимозаменяемости устройств, перераспределения работы между парками и путями, сортировочными средствами, экипировочными устройствами и др.
Чтобы правильно распределить работу с составами и вагонами, необходимо: специализировать парки собственно пассажирской и технической станций; распределить пути в каждом парке по видам работ (прием и отправление поез-
дов), примыкающим линиям, направлениям движения (четное, нечетное), категориям поездов (дальние, местные, пригородные); закрепить за отдельными путями определенные дальние, местные и пригородные поезда (по номерам). На пассажирских станциях с несколькими парками можно закрепить каждый из них для приема и отправления поездов одного примыкающего к станции направления, за отдельными парками прием и отправление поездов разных видов сообщения.
Для удобства пассажиров первый способ целесообразно применять на тупиковых станциях, а второй — на сквозных и особенно комбинированных станциях. В последнем случае тупиковые пути закрепляют за пригородным движением, и на них, кроме приема и отправления поездов, выполняются другие технические операции и отстой составов в ночное время. Если на собственно пассажирской станции один приемо-отправочный парк, то возможны варианты специализации:
разделение путей на две группы — одна для четного, другая для нечетного направления (если к станции примыкают два направления);
разделение путей на несколько групп и прикрепление к ним примыкающих линий (при наличии нескольких подходов) или видов сообщений (дальнее, местное и пригородное).
В часы интенсивного движения можно применять скользящую специализацию, что позволяет наиболее уплотненно использовать пути и этим облегчить работу станций. На собственно пассажирских станциях должны быть выделены также ходовые пути для пропуска поездных и маневровых локомотивов, oTCTQff служебных вагонов и вагонов, подготовленных для прицепки к транзитным поездам, а также багажных и почтовых.
Для технических станций наиболее целесообразна следующая специализация парков:
прием составов с собственно пассажирской станции. Здесь выполняются грубая очистка и технический осмотр составов. При наличии вагономоечной машины полная наружная обмывка вагонов производится до поступления составов в этот парк. В этом случае машину располагают на отдельных путях последовательно или параллельно с парком;
обмывка вагонов (при ручной наружной обмывке); переформирование составов, этот парк располагают после парка приема. Здесь в процессе переформирования составов отцепляют неисправные, почтовые, багажные вагоны и вагоны-рестораны для подачи в ремонт, к пунктам снабжения, а при необходимости также к почтовым и багажным устройствам;
экипировка составов (или вагонное экипировочное депо). В ряде случаев пути этого парка совмещают с путями отстоя. В парк экипировки или вагонное экипировочное депо составы поступают после наружной обмывки или переформирования. Здесь производятся внутренняя уборка и экипировка, а также текущий ремонт вагонов. Внутренняя специализация путей вагоноремонтных устройств зависит главным образом от расположения мастерских и цехов или их назначения для ремонта вагонов различных категорий. Контору снабжения вагонов мягким и жестким съемным инвентарем и склад угля целесообразно размещать недалеко от парков экипировки и отстоя, так чтобы подъезд к ним механических тележек был удобен;
отстой экипированных составов в ожидании отправления. Пути его часто объединяют общей горловиной с путями парка отправления составов на собственно пассажирской станции;
отправление составов. Здесь выполняют контрольно-проверочные операции перед подачей состава под посадку пассажиров;
стоянка резерва пассажирских вагонов. Ее целесообразно располагать около парков экипировки, отстоя и отправления. Это позволит быстро подавать
резервные составы, когда необходимо заменить действующие или дополнительно отправить поезда;
стоянка неисправных вагонов. Располагают ее вблизи вагонного депо. В процессе переформирования прибывших составов неисправные вагоны отцепляют и со стороны вытяжного пути подают в депо маневровым локомотивом. Вагоны, вышедшие из ремонта, поступают в парк стоянки резерва или включают в поезда для обкатки;
пути для дезинфекции вагонов с дезкамерой. Они находятся в стороне от всех других устройств в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями проектирования станций.
При больших размерах пассажирского движения на технических станциях целесообразно иметь отдельные устройства для обслуживания дальних, местных и пригородных поездов.