Характеристика принципа наглядности в обучении.

Принцип наглядности состоит в том, что учащиеся идут к достоверным знаниям, обращаясь к самим предметам и явлениям как к источнику познания. Психол-ие основы наглядности заключ. в том, что в сознании чел-а решающ роль играют ощущения, т. е. если чел-к не видел, не слышал, не ощущал, у него нет необходимых данных для суждения. Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание предмета у чел-а глубже и вернее. Педагогу необходимо чаще обращаться к чувствам ребенка, т.к первая его реакция на окружающее бывает почти всегда в основе своей правильна.Учителю рисования постоянно приходится использовать средства наглядности, какие бы учебные занятия он ни проводил. Будет ли это рисование с натуры, декоративное или тематич-ое рисование, беседы об искус-ве-ему всегда нужен наглядный материал. Рисование с натуры яв-ся методом наглядного обучения. Процесс рисования с натуры нач-я с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета, с живого эмоц-го наблюдения. Поэтому надо добиваться того, чтобы сама натурная постановка привлекала внимание рисующего к главному. Постановка натуры заключ. не только в том, чтобы ее хорошо и красиво установить перед рисующими, но и в том, чтобы натура наглядно раскрывала характерные особенности строения формы, показывала себя. Это активизирует внимание ученика, помогает ему самостоятельно прийти к выводам. Педагог продумывает, на какой

высоте и в каком повороте установить натуру, смотрит, как она выглядит при верхнем, боковом и прямом освещении: не распадается ли форма на части, помогает ли свет выделить главное и смягчить второстепенное. Даже незначительные изменения в освещении резко меняют пластическую выразительность формы, а вместе с тем и учебные задачи, в одном случае облегчая их, в другом — усложняя. Наглядность тесно связана с правильной организацией наблюдения и анализа натуры, что существенным образом влияет на правильность суждения о предметах и явлениях, а следовательно, и на качество построения изображения. Особенно больш знач-е наглядность имеет на первоначальной ступени обучения. Н-р, мы знакомим детей с основными положениями наблюдательной перспективы. Учителю надо раскрыть понятие горизонта. Линия горизонта в рисунке — это определение уровня глаз рисующего по отношению к натуре. Иначе говоря, линия горизонта в рисунке показывает, на каком уровне находились глаза художника, когда он рисовал с натуры. Это м-о продемонстрировать детям на примере. Пусть они посмотрят в окно, затем привстанут, присядут-и увидят, как вместе с ними опускается и поднимается вид за окном по отношению к оконной раме. Здесь же надо показать детям явления перспективы на примере изменения положения в пространстве квадрата и круга, затем перейти к примерам из окружающей действительности: закрытая и полуоткрытая дверь, то же с рамой окна. Когда дети увидят явления перспективы в реальной действительности, им можно показать плакат или рисунок с изображением, н-р, вида на железнодорожные пути или пейзажа, где будут видны и явления воздушной перспективы. После этого знакомим детей с основными законами перспективы, которые нужно соблюдать при рисовании с натуры: Величина предметов изменяется по мере удаления их от глаз рисующего: чем дальше предмет от рисующего, тем он кажется меньше. (Обращаем внимание детей на телеграфные столбы, деревья, ширину рельсов на 1 плане и на втором.) Все прямые, уходящие в глубину картины, стремятся в одну точку, которая находится на линии горизонта. Обращаем внимание детей на телеграфные провода, рельсы и т. д. Все они сходятся в одной точке, поэтому эта точка в перспективе наз-ся точкой схода. Точка схода указывает место, куда устремлен взор рисующего, поэтому она всегда нах-ся на линии горизонта, т. е. на уровне глаз рисующего. Н-р, на таблице дано линейно-конструктивное изображение вазы. Это означает, что ученик, наметив общий хар-р формы и пропорции, должен приступить к конструктивному анализу формы предмета. Он должен мысленно разложить сложную форму вазы на простейшие (цилиндры, шар, усеченный конус и т.д.) и понять конструктивную взаимосвязь этих форм. Должен определить, как образуется объемная форма предмета и как ее правильно изобразить в перспективе, т. е. продемонстрировать усвоение законов перспективы. Каждый этап р-ы над рисунком следует рассматривать как определен комплекс учебных задач. Виды наглядных пособий: натурные наглядные пособия, изобразительно-наглядные пособия: репродукции с картин, методическ.таблицы, детские рисунки, аппликационный материал для р-ы над композицией, наборы открыток с репродукциями, изделия ДПИ, слайды, диафильмы. Требования к наглядным пособиям:При изготовлении методических таблиц, наглядно раскрывающих последовательность работы над рисунком, педагогу необходимо иметь в виду следующее: 1. Каждая таблица наглядно показывает ученику, что он должен сделать на данном этапе, каков объем работы. Она не только графически выражает последовательность и степень выполнения рисунка, но, прежде всего, указывает на узловые учебные задачи. Таблица наглядно показывает те особенности строения натуры, которые будут разъяснены педагогом. 2. Каждый этап р-ы охватывает сравнительно небольш объем учебного материала, чтобы ученик имел возможность хорошо усвоить его. Таблица предельно лаконична, но в то же время полностью раскрывает данный этап р-ы над рисунком.3. Последовательность этапов работы внимательно продумывается педагогом. Во-1х, выделяются наиболее важные моменты построения изображения и, во-2х, устанавливается их очередность, чтобы у школьника выработалась определенная система работы над рисунком. Каждая таблица дает предпосылки для следующей, а каждая последующая логически вытекает из предыдущей. 4. Рисунки выполняются очень четко и ясно. В методических таблицах не должно быть манерных росчерков, эффектно брошенных штрихов, которые затрудняют выявление закономерностей строения формы. Не следует бояться "сухости" рисунка, иногда целесообразно даже несколько упростить форму, сделать ее более наглядной 5. Таблицы могут быть снабжены небольшим текстом, объясняющим, как ими пользоваться. Методические пояснения могут быть краткими, но они должны давать ясные указания ученику, как вести р-у, на чт в первую очередь обратить внимание. 6. На таблицах желательно иметь заголовки, раскрывающие целевую установку - основн цель р-ы над рисунком на данном этапе.

Демонстрируемые на уроке плакаты должны быть выполнены на высоком художественном уровне; нельзя забывать, что они показываются как образцы. Оч важно проверить читаемость любого графического элемента с задних столов класса; отсюда определенные требования к размерам этих элементов. Хорошего качества должны быть репродукции и слайды для уроков-бесед по искусству: часто ученик впервые знакомится по ним с художественным произведением и впечатление не должно быть искаженным.

Одним из эффективных приемов наглядного обучения яв-ся рисунок педагога. Когда педагог демонстрирует перед учениками процесс работы над рисунком, то усваивается не только

учебный материал, но и возможности техники исполнения. Показывая тот или иной способ нанесения штриховки, метод выражения формы средствами рисунка и живописи, педагог добивается особенно большого эффекта, когда наглядно перед глазами ученика проделывает все это своей рукой. Однако процесс построения рисунка рукой педагога должен быть хорошо согласован с ходом изложения учебного материала. Главным в данном случае должны быть пояснения педагога, рисунок лишь дополняет слова. К педагог рисунку относятся: рисунок мелом на классной доске, поясняющую зарисовку учителя на полях рисунка ученика или на отдельном листе бумаги. Сюда же можно отнести выправление работы ученика рукой педагога. Первый вид рисунка-работа на классной доске-яв-ся прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребенка, на правильность его суждений. Указывая на "золотое правило обучения", Я. А. Коменский писал: "Следовательно, о том, что надо знать, надо не только рассказать, чтобы это было воспринято слухом, но это же следует зарисовать, чтобы через зрение предмет запечатлелся в воображении". А для этой цели, говорит Коменский, полезно все, что обыкновенно изучается в каждом классе, будь то теоремы, или правила, или образы предметов, изображать наглядно на доске. К сожалению, учителя недостаточно используют возможности рисования на классной доске. Главн качество педагог рисунка-это лаконичность изображения, простота и ясность его. Скупыми средствами графического языка учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное. Напр, когда осваивается изобр-ие чела в движении, вполне достаточно дать упрощенные схемы закономерностей движения фигуры чел-а при объяснении особенностей строения и хар-ра форм деревьев тоже можно ограничиться лаконичными рисунками. На такие рисунки учитель затрачивает не более 1- 2минут. Некоторые учителя стараются дать по возможности закончен рисунок, в результате они затрачивают на него по 10-15 минут, отнимая у детей ограничен учебное время. Чтобы овладеть пед рисунком и понять его специфику, нужна большая тренировка. Это надо иметь в виду всем обучающимся в пед вузах. При должной настойчивости рисунки будут становиться все более лаконичными и простыми. 3-й вид пед рисования — это исправление ошибок в рисункеученика рукой учителя. Личная поправка рисунка ученика преподавателем имеет большое образовательное значение. Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса и потом уже сам старается делать так, как показал педагог. Однако методика наглядной демонстрации техники исполнения должна быть очень продуманной и тонкой. Искусство преподавания состоит в том, чтобы уметь почувствовать, что и в какой форме надо показать ученику, уметь продемонстрировать это так, чтобы ученик двигался вперед, верил в свои силы, а не был подавлен учителем. В практике иногда

учитель рисования выступает перед учеником в роли "маэстро", перестает обучать, увлеченный своим искусством. Наглядный показ приемов работы, способов передачи объема предметов в рисунке и живописи должен быть доступен ученику, а для этого преподавателю надо хорошо знать возрастные особенности детей, их возможности. Совершенствуя методику работы в общеобраз шк, где к изобраз-ой деятель-и приобщаются все учащиеся, а не особо одаренные, учителю рисования необходимо строить свои занятия так, чтобы каждый ученик встречал их с чувством радости.