ОМ как состояние массового сознания.

Рассмотрев общественное мнение как важный социальный, социально-политический институт общества, перейдем к анализу другой важной «ипостаси» общественного мнения.

Общественное мнение это всегда некое «общее» совокупное мнение какой-то группы людей. Какие мнения, каких общностей людей, обладающие какой спецификой можно отнести к общественному мнению.

1.1. Начнем с того, что же является «МНЕНИЕМ».

Мнения понимают как суждения людей. Любое мнение есть суждение, но не каждое суждение может считаться мнением. Суждения могут быть и дескриптивными и нормативными. МНЕНИЯ же – то это всегда ОЦЕНОЧНЫЕ СУЖДЕНИЯ. Иными словами, высказать мнение - это значит так или иначе оценить что-либо или кого-либо.

Но и этих пояснений недостаточно, поскольку оценивать можно всякие вещи, к примеру, относящиеся к сфере веры («Бог - хороший, он мне помог в решении таких-то проблем»). Поэтому необходимо выделить сферу функционирования оценочных суждений, мнений.

И. Кант разграничил знание, веру и мнение. «Мнение, – есть сознательное признание чего-то истинным, недостаточное как с субъективной, так и с объективной стороны. Если признание истинности суждения имеет достаточное основание с субъективной стороны и в то же время считается объективно недостаточным, то оно называется верой. Наконец, и субъективно и объективно достаточное признание истинности суждения есть знание».

Мнение – это оценочное суждение, которое применимо лишь в ситуации, когда речь идет об отношениях, связанных, с возможностями альтернативного оценивания (т.е. не относящихся к вере или четко установленному знанию).

Мнением не является:

· «абсолютные истины» («Днепр впадает в Черное море»);

· вопросы или «размытые» отношения («хочется чего-то такого: то ли осетрины с хреном, то ли конституции»);

· различного рода фундаментальные отношения и отношения к произошедшей ситуации.

МНЕНИЕ - ЭТО ОБУСЛОВЛЕННОЕ ДЕЙСТВИЕМ СОВОКУПНОСТИ ОБЪЕКТИВНЫХ И СУБЪЕКТИВНЫХ ФАКТОРОВ ОЦЕНОЧНОЕ СУЖДЕНИЕ, ВЫРАЖАЮЩЕЕ ОТНОШЕНИЕ СУБЪЕКТА К ОПРЕДЕЛЕННОМУ, КОНКРЕТНОМУ И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ДИСКУССИОННОМУ ПО СВОЕМУ ХАРАКТЕРУ, СУЩНОСТИ ОБЪЕКТУ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ЗАТРАГИВАЮЩЕМУ ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ СУБЪЕКТА.

2.2. Природа общественного мнения. Проблема мнения «общественного».

Феномен общественного мнения существовал во все исторические эпохи (ПР. остракизм). Однако сам термин, понятие «общественное мнение» появляется в Англии в XII веке и переводиться «public opinion». Из Англии этот термин стал проникать в другие страны и с XVIII столетия является общепризнанным.

В украинском языке используются в этом плане как синонимы «громадська думка» и «суспільна думка».

Относительно природы ОМ нет единой точки зрения. Дисскусии. Общее – только то, что это феномен общественного сознания.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ – это свойственное обществу в целом, а также большим социальным группам функционирующее духовное образование, которое является средством ориентации в мире

– это система взглядов, идей, традиций и т.п., присущих тем или иным общностям людей итак или иначе отражающих их общественное бытие.

Это система духовных способов отношения людей к миру и самим себе. Отражая общественное бытие, общественное сознание в свою очередь воздействует на него.

Выделяют следующие его элементы:

· формы общественного сознания, которые отличаются предметом отражения и способами отражения действительности (наука, философия, искусство, религия, мораль);

• уровни общественного сознания, т.е. теоретическое и обыденное, повседневное;

• состояния общественного сознания, т.е. его расчленение по специфике воздействия на практическую деятельность людей: в этом плане выделяют сознание как отражение действительности и общественное сознание как деятельность;

• типы общественного сознания, различающиеся, с одной стороны, тем, какие общности они охватывают, с другой – характером отражения, выделяют общечеловеческое, групповое (классовое, националы и т.п.) и массовое сознания.

Дискуссии относительно природы общественного существуют по поводу того, является ли оно одной из особых форм или одним из уровней, или состояний общественного сознания (работы Б. Грушина, B. Коробейникова, Д. Ганчева, А. Уледова, Е. Якубы и др.).

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОТДЕЛЬНОЙ ФОРМОЙ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ, ВХОДИТ В РАЗНОЙ МЕРЕ В СУЩЕСТВУЮЩИЕ ФОРМЫ.

В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ ИМЕЮТСЯ ЭЛЕМЕНТЫ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКОГО, ТАК И ОБЫДЕННОГО УРОВНЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ.

От форм общественного сознания оно отличается особыми закономерностями функционирования, специфическим субъектом, объектом, формами выражения, способами воздействия на действительность.

Место общественного мнения можно определить при анализе различных типов общественного сознания и, в частности, МАССОВОГО СОЗНАНИЯ. Эта точка зрения принадлежит Б. Грушину:

общественное мнение – одно из состояний массового сознания

МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ - это тип общественного сознания связанный с деятельностью особого рода социальных общностей – масс, и отражающее различные стороны жизни общества, вызывающие интерес этих общностей.

Другие типы – общечеловеческое, групповое.

Его характеристики:

· разорванность

· подвижность

· противоречивость

· быстрые изменения в одних ситуациях и окостенениями в других (стереотипами – это предвзятое мнение, управляющее восприятием людей; стандартизированный, устойчивый эмоционально насыщенный образ)

· в его рамках возникают одинаковые или подобные интересы, потребности, оценки не взирая на рамки социальных групп.

Особенности:

1) масса – неклассическая социальная общность в которй границы социальных групп размыты

2) оно не способно генерировать собственные идеи, заимствуя их из других типов сознания

3) атомистично, так как индивид не осознает свою принадлежность к массе (как в случае группы)

4) во многом определяется не бытием, а СМИ

В результате массовое сознание имеет следующие черты:

· ситуативность

· вторичность содержания (фиксирует внешние связи, а не сущность; не способно проникнуть внутрь веще, берет то, что на поверхности ПР Развал ССР – Горбачев; односторонность суждений ПР у меня так было!

· латентность существования (т.е. отсутствие осознания включенности на уровне индивидуального сознания)

ОМ не тождественно массовому сознанию. ОМ – одно из его состояний.

Другие состояния:

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ - это относительно устойчивое, избирательное отношение личности или социальной группы к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как цели жизнедеятельности людей и средства их достижения.

УСТАНОВКИ — это общие ориентации человека или группы на определенный социальный объект, предшествующие деятельности и выражающие предрасположенность действовать определенным образом в отношении данного объекта.

ОБЩЕСТВЕННОЕ НАСТОРЕНИЯ – это определенное состояние массового сознания, относящееся к социально-психологическим его «этажам», явлениям, выражающееся в определенном состоянии чувств и умов тех или иных социальных других групп в соответствующий период времени. Оно образует «эмоционально-волевой» аспект массового сознания (людей может охватить социальная апатия, социальная депрессия, социальный энтузиазм, социальный подъем. Однако эти апатия, подъем, энтузиазм могут моментально исчезнуть. Оно неустойчиво, подвижно. (Общественное ощущение или общественное предчувствие – тоже самое.)

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ – ЭТО СОСТОЯНИЕ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ, ЗАКЛЮЧАЮЩЕЕ В СЕБЕ СКРЫТОЕ ИЛИ ЯВНОЕ, ДОСТАТОЧНО УСТОЙЧИВОЕ ОТНОШЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ ПРОБЛЕМАМ, ОТЛИЧАЮЩИМСЯ ДИССКУСИОННОСТЬЮ.

Из данного определения можно вывести такие особенности общественного мнения как совокупного суждения:

во-первых, это определенное состояние массового сознания;

во-вторых, характерной особенностью этого состояния является то, что оно содержит именно (и только) оценку проблем, событий и фактов действительности;

в-третьих, оценка эта достаточно устойчивая, то есть сформировалась на протяжении какого-то времени, под воздействием каких-либо фактов и т.п.; и, с другой стороны, общественным мнением могут считаться лишь достаточно компетентные суждения общественности: поэтому отнюдь не по всем проблемам в обществе формируется и функционирует общественное мнение;

в-четвертых, эта оценка включает как скрытую, так и явную: формы; общественное мнение по определенным проблемам существует независимо от того, изучается оно или нет, проводятся опросы или нет, т.е. оно существует не только в явной, но и скрытой формах;

в-пятых, общественное мнение - это мнение именно «различных социальных общностей», т.е., к примеру, не классов или наций, а гетерогенность, разнородность состава) групп, которые отличаются сходными устойчивыми оценками тех или иных событий и фактов действительности.

Очевидны актуальность и практическая значимость исследований общественного мнения. В зависимости, к примеру, от того, что социолог фиксирует, ОМ или общественное настроение он может верно или неверно предсказать возможные результаты выборов.

Если это действительно общественное мнение, то вряд ли оно за неделю до выборов кардинально изменится (есть и специальные методики коррекции полученных данных перед выборами).

Если же это общественное настроение или общественное ощущение, оно может моментально измениться.

Соответственно, при подаче результатов грамотно называть понятия, которые зафиксированы в исследовании.