III. Социальная организация как объект изучения социологии
Понятие «организация» употребляется в нескольких значениях:
• как упорядоченность какого-то объекта: тогда под организацией понимаются определенные структуры, строение и тип связей как способ соединения частей в целое;
• как организационная деятельность: организация — это процесс, включающий в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию; в этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление», хотя и не исчерпывает его;
• как искусственное объединение людей для решения каких-либо задач.
Существует множество определений организации, из которых обычно выделяется концепция организации как рациональной системы, или системы, направленной на достижение цели.
Можно выделить четыре направления в определении организации:
► в соответствии с теорией К. Барнарда организация — это такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью. К. Барнард и его последователи уделяли внимание в основном совместным действиям людей, их кооперации, а уже потом необходимости достижения целей;
► другое направление лучше всего характеризует точка зрения Д. Марча и Г. Саймона, согласно которой организация — это сообщество взаимодействующих человеческих существ, являющееся самым распространенным в обществе и содержащим центральную координационную систему. Высокая специфичность структуры и координации внутри организации отличают ее от диффузных и неупорядоченных связей между неорганизованными индивидами. Все это делает организацию похожей на отдельный сложный биологический организм;
► П. Блау и У. Скотт представляют третье направление в определении организации. В этом направлении указывается основная, по их мнению, характеристика сложившейся организации — то, что она для достижения специфических целей должна быть формализована, обладать формальной структурой;
► по мнению А. Этциони, организация - это социальные объединения (или человеческие группы), сознательно конструируемые и реконструируемые для специфических целей. Основной упор здесь делается на сознательное членство в организации и сознательное действие ее членов.
Организация в социологии выступает в качестве «клетки» экономического, культурного или социально го института, в форме предприятия, учреждения, органа власти и др.
Социальная сущность организации проявляется в реализации своих целей через достижение личностных. Без этого союза между целым и элементами нет организации как системы. Люди будут объединяться и работать в организации только тогда, когда будут получать то, что нужно каждому из них, т.е. доход, общение, реализацию своих способностей, а также профессиональное продвижение.
Таким образом, можно говорить об организации как о социальной системе, элементами которой являются люди, группы, коллективы. Вместе с тем, любая организация сама является элементом общественной системы. Общество можно рассматривать как систему организаций. Они вместе с семьями являются самыми распространенными формами человеческой общности, первичными ячейками социума.
Организация выполняет роль посредника между человеком и обществом, а социальная жизнь организации — это постоянное разрешение противоречий между интересами личности, организации и общества.
С социологической точки зрения социальная структура формальной организацииопределяется ее ценностно-нормативными стандартами, регулирующими размещение и взаимосвязь социальных позиций (должностей) с присущими им ролевыми предписаниями. Характерной особенностью социальной структуры организации является обязательная иерархическая упорядоченность социальных позиций, позволяющих координировать социальные позиции различных уровней с присущим им кругом прав и обязанностей. На базе этой иерархии возникает своеобразная лестница должностных зависимостей, предполагающая обязательную подчиненность низших звеньев персонала высшим. Кроме того, социальные позиции и роли, из которых складывается социальная структура организации, отличается весьма строгой и однозначной нормативной регуляцией, предписывающей каждому члену общества строго очерченный круг должностных обязанностей и соответствующий уровень ответственности.
Обязательным условием институционализации является формирование системы социального контроля, состоящего из совокупности различных санкций, предусматривающих наказание за неточное, небрежное и неправильное выполнение должностных обязанностей членом организации (например) устное замечание, выговор, вплоть до увольнения с работы). Позитивные санкции (благодарность, материальное поощрение, создание благоприятных условий трудовой деятельности и т.п.) направлены на то, чтобы поощрять и стимулировать правильное и инициативное выполнение должностных обязанностей и ролевых предписаний.
Одним из условий успешного функционирования организации является возможность служебной карьеры для ее членов, так называемая «вертикальная мобильность» или успешное продвижение по иерархической лестнице служебных должностей. Следует отметить, что современный работник должен постоянно повышать свою квалификацию. Во-первых, это дает возможность персоналу постоянно обновлять свои знания и профессиональные навыки в соответствии с меняющимися условиями производства, а во-вторых, повышение квалификации выступает непременным условием служебной карьеры, или просто «соответствия должности».
Другим важным условием эффективного функционирования формальной организации является налаживание системы коммуникаций, т.е. взаимосвязь потоков информации, циркулируемой между различными звеньями организации. Коммуникация необходима для принятия управленческих решений и рациональной координации деятельности людей. Взаимный обмен информацией между различными звеньями организации является важнейшим условием, средством делового общения и социального взаимодействия членов организации.
В социологической литературе существует множество подходов к построению типологий организаций.
В первом, традиционном, выделяют три вида:
а) предприятия и фирмы (производственные, торговые, обслуживающие);
б) учреждения (финансовые, культурные, научные, управленческие, образовательные, медицинские);
в) общественные организации (религиозные, профсоюзные, добровольные).
Второй подход — это деление организаций на основе общественных отношений: экономические, социальные, культурные и управленческие (государственные, политические и общественные). В каждом из этих типов есть существенное сходство, определяющее близость целей и функций организаций. Так, в учебнике М.С. Комарова выделяются два класса организаций – административные и общественные.
Первые делятся на ряд отдельных типов:
1) промышленно-хозяйственные, а также финансовые (банки и др.);
2) административно-управленческие — органы государственного управления различных уровней;
3) научные и исследовательские организации;
4) учреждения культуры и досугового обслуживания населения (кино, театры, филармонии и др.).
К общественным относятся политические партии и добровольные общественные организации, творческие союзы, различного рода ассоциации и др.
Американский социолог А. Этциони подразделяет все организации на три основные группы:
• добровольные, члены, которых объединяются на добровольной основе (политические партии, профсоюзные союзы, клубы, религиозные объединения и др.);
• принудительные, членами, которых становятся принудительным путем (армия, тюрьмы, психиатрические лечебницы и др.);
• утилитарные, члены, которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей (предприятия, фирмы, финансовые структуры и др.).