Нормирование размеров движения поездов

Виды сообщений

В зависимости от дальности следования пассажиропотоки на сети дорог делятся на три категории:

прямого сообщения — в пределах не менее двух дорог;

местного сообщения — в пределах одной дороги на расстоянии до 700 км;

пригородного сообщения — на пригородных линиях, примыкающих к го­родам и крупным населенным пунктам.

Пассажирские поезда, обслуживающие эти пассажиропотоки, делятся на дальние, также следующие не менее чем по двум дорогам, местные — в пределах одной дороги (до 700 км) и пригородные, обращающиеся на пригородных участках, длина которых до 150 км. Дальние и местные поезда, кроме того, делятся на скорые и пассажирские. Первые формируют из вагонов высшей категории (с большими удобствами). Вес и населенность их меньше, а маршрутная скорость выше, чем у пассажирских. Местные пассажирские поезда, в которых пассажиры пребывают непродолжительное время, формируют из вагонов с креслами для сидения. В число дальних и местных входят фирменные поезда, которым присвоены определенные названия, например «Кавказ», «Дагес­тан», «Россия» и др. Они отличаются комфортабельностью и высоким классом обслуживания.

Пригородные поезда могут обслуживаться локомотивной тягой или мотор-вагонными составами (электропоезда, автомотрисы и дизель-поезда). Вмести­мость их значительна. Пассажиры в них используют не только места для сиде­ния, но и едут стоя. Поезда часто останавливаются на раздельных и остановоч­ных пунктах для высадки и посадки пассажиров.

На малодеятельных второстепенных линиях с незначительным пассажиро­потоком и малой пропускной способностью обращаются грузо-пассажирские поезда, формируемые из пассажирских и грузовых вагонов. Весовые нормы унифицированны. Почтово-багажные поезда формируют из почтовых и ба­гажных вагонов для перевозки почты и багажа.

Чтобы обеспечить удобства пассажирам, где пассажиропоток недостаточен для заполнения состава, формируют групповые поезда, в которые включают группы вагонов беспересадочного сообщения. На узловых станциях эти груп­пы прицепляют к соответствующим поездам. Расписания подвода групповых поездов к узловым станциям согласуют так, чтобы время простоя на таких станциях было минимальным.

 

 

Размеры движения дальних и местных пассажирских поездов зависят от мощности пассажиропотока на рассматриваемом направлении; дальности сле­дования поездов и их массы; композиции и вместимости состава поезда; массы вагона; желательной частоты движения поездов (особенно местных); админист­ративно-хозяйственного, культурного или курортного значения конечных и промежуточных населенных пунктов. При определении размеров пассажир­ского движения учитывают также пропускную способность линии. В связи со значительными изменениями мощности пассажиропотоков размеры движе­ния определяют на летний и зимний периоды.

Следует учитывать, что в составы скорых дальних поездов включают больше спальных (мягких и купейных) вагонов, а в пассажирских — больше жестких некупейных плацкартных вагонов. Следовательно, вместимость последних выше. В составы местных скорых и пассажирских поездов, следующих на более короткие расстояния, включают неплацкартные вагоны. Вместимость их поэтому еще более высока.

При заданном среднесуточном пассажиропотоке А в рассматриваемом периоде, вместимости состава поезда а и доле пассажиропотока, обслуживаемого скорыми поездами, размеры движения составят: скорых поездов ; пассажирских поездов ,

где , — вместимость соответственно скорого и пассажирского поездов, пассажиров.

Такой расчет размеров движения целесообразно делать раздельно для дальнего и местного сообщения. В общем же виде формула для определения размеров движения всех пассажирских поездов включает ряд переменных:

 

Общие размеры пассажирского движения — сумма дальних и местных поездов разных категорий.

Размеры движения пригородных поездов зависят от мощности суточного пассажиропотока, массы поезда и вагона брутто, вместимости состава. На длину состава и тип вагонов в нем влияет род тяги. Из-за значительных сезонных и внутринедельных колебаний пассажиропотоков размеры движения пригород­ных поездов определяют отдельно на зимний и летний периоды, а также на предвыходные и выходные дни. На линиях, обслуживающих пригородные местности — базы отдыха, летом пассажиропоток увеличивается в 2—3 раза, т. е. коэффициент неравномерности . Если известен пассажиропоток за год , то общие размеры пригородного движения за сутки определяются из условия

На пригородных участках с зонным движением количество поездов рас­считывают для каждой зоны отдельно, предусматривая возможность поездки пассажиров на первых зонах стоя до 0,5 ч. Например, на участке с зонными станциями В, Д и Ж размеры движения следующие:

 

Пример. Как запланировать суточные размеры движения дальних и местных скорых и пассажирских поездов при условии: А =20 000 пассажиров; =0,3. Состав скорого поезда состоит из вагонов: спальных I категории = 1 с числом мест каждый =18; мягких =2, =32; купейных жестких =17 и =38. Состав пассажирского: =1, =5; плацкартных =6 и =58; межобластных =8 и =73.

Общая вместимость состава скорого поезда =1•18+2•32+17•38=748 пассажиров, пассажирского =1189 пассажиров. Решение:

 

Если известна масса поезда, которая может быть определена исходя из мощности заданного локомотива или длины станционных путей и, наконец, технико-экономическими расчетами, то необходимо определить композицию состава поезда (т. е. число пассажирских вагонов разных категорий), массу тары и вместимости вагонов. Приняв массу пассажира с ручным багажом=100 кг, находят среднюю массу брутто вагона, а затем среднюю вместимость одного вагона и по условию (6.1) размеры движения скорых или пассажирскихпоездов. г

Пример. Необходимо запланировать суточные размеры движения пригородных поездов на пригородной линии А — Ж (рис. 6.1), приняв зону I от голов­ной станции А до зонной Б, зону II — А — В, зону III — А — Г, зону IV — А — Д, зону V — А — Е, зону VI — А — Ж. Соответственно расчетный пассажиропоток составит: на зоне I А1=86 тыс. пассажиров, на зоне II А2=80 тыс пассажиров, на зоне III А3=65 тыс. пассажиров, на зоне IV А4=50 тыс пассажиров, на зоне V А5=30 тыс., на зоне VI А6=20 тыс. пассажиров.

Линия обслуживается электропоездами серии ЭР2, состоящими из 10 вагонов, где а=100 мест для сидения в каждом вагоне, =50 %.

Решение. Размеры движения пригородных поездов в соответствии с условиями (6.2)-(6.5):